11 мая 2021 02:05

Разделяй и складируй

Пассажиры нуждаются в экологическом воспитании

Наступивший год объявлен Годом экологии в ОАО «РЖД»: компания будет внедрять новые технологии для защиты окружающей среды. Но наряду с новыми планами есть и существующие проекты, нуждающиеся в дальнейшем развитии. Одним из самых перспективных эксперты считают раздельный сбор мусора на вокзалах. Как убедился корреспондент «Гудка», сортировка мусора на объектах железнодорожного транспорта способствует улучшению экологической ситуации.
Собрать и разобрать

Начальник Ярославского вокзала Вадим Кузьменко рассказал журналистам «Гудка», как организован раздельный сбор мусора на вверенной ему территории
Количество вывозимого с Ярославского вокзала мусора снизилось из-за пандемии
Для средств индивидуальной защиты предусмотрены отдельные урны
Работникам клининговой компании предписано удалять мусор из мусорных корзин по мере наполнения свыше 2/3 их объёма
Раздельный сбор отходов на вокзалах – перспективное направление развития экологических проектов ОАО «РЖД». Этот процесс инициировали ещё восемь лет назад указом первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова (распоряжение ОАО «РЖД» от 05.12.2013 № 2676р). Напомним, что, согласно тексту документа, с 1 января 2014 года начальникам подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД» приказывали организовать раздельный сбор отходов и вторичных материальных ресурсов (отходы бумаги, картона, стекла, пластика) во всех офисных зданиях, административно-бытовых помещениях и вокзалах, предусмотреть при заключении договорных отношений передачу сырья потребителям вторичных материальных ресурсов. При этом начальникам дорог предписывалось ещё теснее взаимодействовать с руководством субъектов РФ по формированию инфраструктуры переработки вторсырья.

Как убедился «Гудок», идею раздельного сбора и сортировки мусора реализовать удалось, по крайней мере, на московских вокзалах.

Например, на Ярославском, который является лидером по пассажиропотоку, уже седьмой год мусор распределяется в урны с разноцветными наклейками «картон», «стекло», «пластик», «смешанные отходы».

По словам начальника Ярославского вокзала Вадима Кузьменко, год от года количество тонн отходов растёт вместе с увеличением пассажиропотока. «Количество пассажиров увеличивается перманентно, и то, что вместе с ним растёт и объём отходов на вокзале, вполне естественно для этой ситуации», – говорит Вадим Кузьменко, входя в пассажирский зал первого этажа вокзала.

В зале в день нашего визита на вокзале было немноголюдно. Никто не толпился у лавки «Советский шоколад», охранники стояли на входе в здание вокзала, пассажиры шли на платформу, не торопясь, кто-то неспешно следовал обратно. Второй этаж вокзального комплекса не был заполнен даже наполовину. Довольно непривычное зрелище для Ярославского вокзала. Обычно тут не протолкнуться: по данным Дирекции железнодорожных вокзалов, в 2020 году его пассажиропоток составил 22,5 млн человек.

Количество вывозимых с Ярославского вокзала отходов полезных фракий растёт год от года, но в прошлом году этот показатель существенно снизился из-за пандемии.
«Например, в 2018 году мы сдали 14,3 тонны отходов, подлежащих вторичной переработке, в 2019-м – 15,2 тонны, в 2020-м – 4,6 тонны. В 2019 году количество образованных отходов, подлежащих вторичной переработке, выросло примерно на 6% (на 0,9 тонны) к уровню 2018-го. А в прошлом году этот показатель уменьшился на 69,7% (на 10,6 тонны) к уровню 2019 года. Это продиктовано существенным снижением пассажиропотока в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции в условиях пандемии», – рассказывает ведущий инженер по охране окружающей среды Ярославского вокзала Елена Загайнова.


Не больше 2/3

Прежде чем вывезти мусор, его нужно собрать и рассортировать. Чтобы процесс уборки шёл бесперебойно, на Ярославском вокзале работают 12 человек. Все они сотрудники клининговой компании.

Лидия Дроздова – менеджер клининговой службы. Женщина более 10 лет следит за чистотой на вокзале и говорит, что для соблюдения санитарных норм и селекции мусора уже сделано немало, однако граждане пока не привыкли к тому, что мусор можно и нужно распределять по спецурнам, поэтому мусор в урны попадает самый разный и несортированный.
«Вот поставили две четырёхсекционные урны на первом этаже и на втором. И для кого, спрашивается, их поставили? Никто из пассажиров не смотрит, что и куда бросает! Захотели выбросить пластиковую бутылку – швырнули куда бог на душу положит! А почему не положить её туда, где написано «пластик»? Наших людей ещё учить и учить порядку. Но спасибо, что хоть вообще кидают в урну – некоторые прямо на пол бросают мусор в спешке. Идёт толпа на электричку – это всё, готовьтесь к генеральной уборке. Весь пол в вестибюле и на платформах будет усеян банками, бумажками. Однажды я попыталась отследить, как людям удаётся так быстро захламить только что помытый пол. Встала в сторонке и посмотрела на идущих к электричкам людей. После них как Мамай прошёл: всё было усеяно! Но я не могла вспомнить, когда и кто бросал мусор», – делится Лидия Дроздова.

Среднего роста, кудрявая, с проседью, в чёрной куртке, с рацией в левой руке и со сложенной вчетверо «желтухой» в правой, клинер полчаса рассказывает о своей работе. А рассказывать есть о чём. Она отработала на железной дороге всю жизнь, в прошлом трудилась на участке на станции Мытищи, дослужилась до звания «ветеран труда», но не ушла из этой сферы, даже когда вышла на пенсию, а устроилась на работу в клининговую компанию, осуществляющую уборку Ярославского вокзала. Свою работу начинает в 7 утра, и длится она до 6 вечера. На Ярославский ездит на электричке с Лосиноостровской. Чтобы следить за чистотой вокзала, Лидия Дроздова и её коллеги постоянно общаются по рациям: кто-то из них делает обход, следит за появляющимся мусором, кто-то его убирает, кто-то вывозит его из урн на небольшую сортировочную площадку, расположенную неподалёку от вокзала.

Эта служба не опасна, но довольно трудна: клинеры в соответствии с технологией работы вокзального комплекса не реже одного раза в час опустошают урны. Не допускается, чтобы они были заполнены более чем на две трети от их объёма.
«Не уследишь за объёмом в урне – и вот повод для выставления штрафных санкций. Но мусор прибывает ежесекундно, мы привыкли и следим в оба. Многие граждане мусор не сортируют, складывают все отходы в один пакет и бросают его в урну, нет бы рассортировать», – сетует Лидия Дроздова. В подтверждение её слов через пару секунд молодая женщина, проходя мимо урны, бросает в неё бумажный стаканчик от кофе вместе с пластиковой бутылкой и следует дальше. И так круглосуточно.

Поле для деятельности у менеджера клининга Дроздовой и её коллег большое.
«Площадь здания Ярославского вокзала – 20 925 кв. м», – уточняет начальник вокзала Вадим Кузьменко.

Прежде чем мусор с Ярославского уедет на одну из сортировочных станций Московской области, с ним поработают на сортировочной площадке, расположенной на территории вокзального комплекса. Здесь за решётчатым ограждением стоят контейнеры для сортировки мусора, подобные тем, что находятся на вокзале, но в разы больше. В одном из них лежат стеклянные бутылки, в другом – смятые алюминиевые банки, в третьем – картон. Отсюда их регулярно увозят машины. К слову, за 2020 год на Ярославском вокзале отсортировано полезных фракций на 3% больше, чем на Павелецком. Сколько их будет отсортировано в этом году, пока никто из опрошенных «Гудком» экспертов не берётся прогнозировать: после самоизоляции уровень пассажиропотока пока не восстановился полностью.


С твёрдыми бытовыми отходами на кольце

Проект по раздельному сбору отходов реализуется с 2014 года на Ярославском, Павелецком и Ленинградском вокзалах Москвы.

Конечно, этот опыт необходимо применять на других вокзалах России. По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, сортировка мусора на вокзалах позволит выделять большие объёмы наиболее ценных фракций – бумаги, стекла, металла и пластика.
«Вокзалы являются точками с масштабной пропускной способностью граждан, на них всегда производилось огромное количество мусора, поэтому на вокзалах необходимо применять раздельный сбор, чтобы обеспечить в дальнейшем чистоту отобранных отходов для пригодности их дальнейшей обработки. Необходимо поставить на каждом вокзале как минимум два бака: для таких отходов, которые ещё можно переработать, и для тех, которые переработать уже нельзя», – говорит Рашид Исмаилов.

Опыт раздельного сбора мусора на инфраструктурных объектах РЖД постепенно выходит за пределы столичных вокзалов – его успешно применяют, например, на объектах Московского центрального кольца (МЦК), запущенного в эксплуатацию в 2018 году. «Сейчас на каждой из 48 пассажирских платформ МЦК расположены 192 четырёхсекционные разноцветные урны с такими же разноцветными мешками. Отходы из этих мешков по мере их заполняемости размещают на контейнерных площадках, расположенных рядом с платформами, вывоз выполняет специализированная организация не реже одного раза в сутки», – рассказывает начальник производственно-технического отдела Центральной дирекции пассажирских обустройств (ЦДПО) Евгений Щербов.

В прошлом году с платформ МЦК на мусорные сортировочные пункты увезли 3458 тонн, в позапрошлом – на 400 кг меньше. На МЦК количество накопленного мусора тоже прямо пропорционально увеличению пассажиропотока и в будущем увеличится, говорят в ЦДПО. Особенно много мусора образуется в часы пик, то есть с 7 до 9 утра и с 17 до 19 вечера.
«Пользоваться новыми урнами пассажиры МЦК пока тоже не умеют: бросают мусор, не учитывая надпись предназначения на самой урне», – отмечает специалист по охране труда 1-й категории дистанции по обслуживанию пассажирских обустройств Малого кольца Московской дороги Иван Петроченко.

Не стоит даже заглядывать в урну, чтобы убедиться в этом. На глазах у корреспондента «Гудка» мужчина с чемоданом бросает пластиковую бутылку и пивную банку в урну, предназначенную для бумаги, рядом со входом на станцию Окружная МЦК.

Эксперты считают организацию раздельного сбора мусора на вокзалах и платформах здравой идеей, нуждающейся в поддержке руководства ОАО «РЖД» и дальнейшем развитии.
«Необходимо продолжать работу по раздельному сбору мусора на вокзалах и станциях, а также параллельно заниматься экологическим просвещением людей: пассажиры в конце концов осознают экологическую значимость раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработки», – подытоживает Рашид Исмаилов.

Анна Героева
Фото Павла Кассина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28