11 мая 2021 11:07

фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

На рельсы посмотрели из космоса

На Горьковской дороге при обследовании путей использовали систему спутниковой навигации

В инженерно-геодезической станции (ИГС) Нижегородского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры 2 февраля завершились испытания по использованию спутникового оборудования при съёмке продольных профилей путей.
В настоящее время продольный профиль определяется мобильными средствами диагностики (вагонами-путеизмерителями и диагностическими комплексами) по заданным реперам – начальной и конечной точкам, ограничивающим путь. Эти данные – высотные отметки – специалисты ИГС после измерений, выполненных вручную, передают по корпоративной электронной почте в вагон-путеизмеритель или диагностический комплекс. Это мобильное средство диагностики проезжает по заданному пути, а инженер, находящийся в нём, обрабатывает информацию и с помощью программного обеспечения выстраивает продольный профиль.

Начальник инженерно-геодезической станции Нижегородского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Вадим Павлов предложил усовершенствовать технологию.
– В конце прошлого года я проходил обучение в Российской академии путей сообщения, – рассказывает Вадим Викторович. – Для итоговой аттестации выбрал тему, которая напрямую относится к сфере моей деятельности: «Организационные, технологические и технические мероприятия, направленные на повышение эффективности работы инженерно-геодезической станции при съёмке продольных профилей, с результатами работы мобильных средств диагностики, оснащённых приборами глобальной навигационной спутниковой системы».

Руководство Нижегородского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры поддержало предложение начальника ИГС о применении спутниковых технологий.

Собственных приборов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) в инженерно-геодезической станции пока нет. Они должны поступить в Нижегородский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры по инвестиционной программе ОАО «РЖД» в 2022 году. Однако было решено подготовиться к работе с таким оборудованием заранее.
– Мне удалось договориться с компанией – изготовителем геодезического оборудования о предоставлении нам во временное пользование спутниковых геодезических приёмников и полевого контроллера на безвозмездной основе. Фирма также обеспечила доступ к референцной базовой станции, которая передаёт на приёмник дифференциальные поправки для получения более точных результатов измерений, – пояснил Вадим Павлов.

Вагон-путеизмеритель и геодезическую станцию дооснастили комплектами ГНСС. Испытания были организованы в парке А станции Нижний Новгород-Московский, на путях № 201, 202, 204 и 205. Продольный профиль снимался вагоном-путеизмерителем без привлечения специалиста инженерно-геодезической станции. Во время испытаний за приборами велось наблюдение, но в дальнейшем, после внедрения технологии, необходимости в этом не будет. Приёмнику был задан алгоритм фиксирования точек с интервалом в 2 м, что обеспечивало полноту измерений. (При сегодняшних традиционных технологиях, без использования спутникового оборудования, этот интервал составляет 50 м.) Запись производилась автоматически. Набор точек можно было наблюдать на полевом контроллере в режиме реального времени.
– На нас были возложены только контроль и обработка результатов измерений после проезда вагона, а также их согласование и утверждение в ИСУЖТ (интеллектуальной системе управления железнодорожным транспортом). То есть при внедрении этой технологии нашему специалисту не надо будет выезжать для проведения съёмки на станции, в том числе на самые отдалённые. Это повышает производительность труда и его безопасность: не нужно выходить на железнодорожные пути, чтобы вручную выполнять необходимые измерения перед проходом вагона-путеизмерителя, – говорит начальник инженерно-геодезической станции.

Как показали испытания, точность измерений соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к спутниковым технологиям. Точность в плане составила 20 мм (при требовании до 50 мм), по высоте – 15 мм (при требовании до 20 мм).

Срок окупаемости оборудования составит пять месяцев. Годовой экономический эффект, по предварительным расчётам, превысит 2,7 млн руб.
– На полигоне Горьковской железной дороги такая технология для съёмки продольного профиля путей пока не используется, – говорит Вадим Павлов. – Насколько мне известно, и на других дорогах тоже.

Марина Галкина
Нижний Новгород

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28