11 мая 2021 22:33

фото: Наталья Маняхина

Новый путь собирает разработчиков

В конце минувшей недели подписано соглашение о сотрудничестве и совместной реализации проекта по разработке конструкции и технологий содержания пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа, «Путь V 2.5» между АО «ИЦ ЖТ» (Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта) и АО «ВНИИЖТ». После реализации проекта РЖД смогут увеличить гарантированную  пропускную способность пути.
Проект «Путь V 2.5» рассчитан на пять лет – с 2021 по 2025 год. К концу срока должны быть готовы к промышленному выпуску инновационные конструкции и материалы, подготовлены необходимая нормативная документация и технико-экономическое обоснование для начала массовой укладки нового пути. По сути, после реализации проекта РЖД смогут строить путь, обеспечивающий пропуск до 2,5 млрд тонн. Сегодня гарантированная пропускная способность пути в целом в интервале между капитальным ремонтом составляет 700 млн тонн. Увеличение ресурса должно снизить затраты на содержание, уменьшить объёмы перекрытия движения для ремонтных работ, увеличив тем самым пропускную способность РЖД.

Соглашение подписали генеральный директор АО «ИЦ ЖТ» Александр Кирейцев и генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов. По словам Александра Кирейцева, проект «Путь V 2.5» предусматривает разработку новой конструкции верхнего строения пути с привлечением технологических партнёров, и АО «ВНИИЖТ» среди них является ключевым, так как обладает огромным опытом в разработке и анализе технических решений и в проведении испытаний. В ИЦ ЖТ «Гудку» рассказали, что к работе над проектом также присоединятся и другие научно-исследовательские организации, среди которых Санкт-Петербургский политехнический университет, РУТ (МИИТ), Московский государственный строительный университет, ведущие производители материалов и конструкций.

После завершения торжественной части специалисты ВНИИЖТа рассказали партнёрам о существующих наработках по данной тематике. Директор научного центра «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо – рельс» Виталий Пятов сообщил, что его подразделением уже подобраны наиболее перспективные элементы конструкции, которые при их модернизации позволят обеспечить установленный ресурс по пропущенному тоннажу 2,5 млрд тонн брутто.
«По мнению специалистов института, на особо грузонапряжённых участках пути необходимо применение рельсов тяжёлого типа Р-75 (характеристика веса. – Ред.), в перспективе именно эти рельсы позволят увеличить ресурс пути», – говорит Виталий Пятов.

В НЦ «Рельсы, сварка, транспортное материаловедение» (НЦ «РСТМ») отметили, что наиболее сложными по условиям эксплуатации (с точки зрения грузонапряжённости, осевых нагрузок, с наличием кривых малого радиуса и сложного профиля, с воздействием пониженных температур) являются дороги Восточного полигона, где ежегодно наблюдается наибольшее количество изъятий и изломов рельсов.
«Для увеличения ресурсных показателей в таких условиях необходимы рельсы с высоким сочетанием взаимно конкурирующих показателей прочности и пластичности, а также с высоким уровнем сопротивления хрупкому разрушению», – рассказал заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» – директор НЦ «РСТМ» Алексей Сухов.

Уже проведены лабораторные испытания опытной партии рельсов, упрочнённые с отдельного нагрева воздухом контролируемой влажности. По результатам данных испытаний установлены высокие показатели трещиностойкости и ударной вязкости наряду с высокими прочностными характеристиками и сопротивлением износу, проведена корректировка химического состава и режимов термообработки. Укладка опытной партии в путь Экспериментального кольца АО «ВНИИЖТ» для полигонных испытаний запланирована в текущем году.

Сравнительные полигонные испытания скреплений, проведённые на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в круговой кривой среднего радиуса, показали преимущество конструкций с шурупно-дюбельным прикреплением.

Расширение полигона тяжеловесного движения на сети РЖД обусловливает задачу повышения требований к прочностным и конструкционным характеристикам железобетонных шпал. Институтом совместно с АО «БЭТ» разработана новая конструкция железобетонной шпалы для тяжеловесного движения типа III-ДТБ.

Для путевой инфраструктуры с ресурсом 2,5 млрд тонн брутто предусматривается стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 с шурупно-дюбельным скреплением и крестовиной НПК (с непрерывной поверхностью катания. – Ред.) с подвижным сердечником, в котором обеспечивается равноресурсность элементов.

Проведены работы по разработке и подбору подходящего подшпального основания.

Генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов выразил надежду на дальнейшее долгое и результативное сотрудничество с АО «ИЦ ЖТ» по текущим и будущим проектам.

Александр Зубов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28