19 мая 2021 06:21

фото: Архив / ИД «Гудок»

Аналитика отказов повышает надёжность локомотивов в эксплуатации

Владимир Гурьев, начальник Центра по ремонту и обслуживанию устройств безопасности Московской дирекции по ремонту тягового подвижного состава

‒ Какие направления деятельности центра в 2020 году вы отметили бы как приоритетные?
‒ В течение 2020 года мы оказывали комплекс услуг по обслуживанию, ремонту, обновлению программного обеспечения и модернизации устройств безопасности на локомотивах, средств поездной радиосвязи. Как пример – проводилась замена приёмных катушек старого образца (ПЭ, ПТ) для приёма кодовых сигналов в составе автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) на более современные (КПУ-1). За счёт этого удалось добиться большей надёжности АЛСН и, как следствие, снизить количество сбоев кодов. Занимались также поверкой устройств безопасности, установленных на тяговом, специальном самоходном и моторвагонном подвижном составе. Мы ведём работу на всём полигоне Московской дороги, охватывая несколько направлений, ключевое из которых – обслуживание и ремонт устройств безопасности, размещённых на тяговом подвижном составе. Кроме того, отвечаем за обслуживание и ремонт навигационно-связного оборудования, установленного на подвижном составе Дирекции аварийно-восстановительных средств и Дирекции моторвагонного подвижного состава.

– Какие новые технологии были внедрены в центре?
– Внедрение новейших технологий и оборудования позволяет улучшить не только эксплуатационные показатели, но и ситуацию в сфере безопасности движения поездов. В прошлом году мы задались целью создать инструмент, при использовании которого достигается возможность анализа большого объёма информации за короткий промежуток времени и, как следствие, принимаются правильные управленческие решения. Для этого совместно со специалистами Московской дирекции тяги мы проводили целый комплекс работ по выявлению предотказных состояний локомотивов. Так, на основании нарушений, выявленных при расшифровке электронных носителей информации и зарегистрированных в АСУ НБД (автоматизированная система выполняет расшифровку файлов бортовых систем локомотивов. – Ред.), был разработан и внедрён инструмент по определению группы риска локомотивов, который позволяет более точно определить наиболее сбойные локомотивы, выявить основные причины отказов и разработать технические мероприятия по снижению рисков. Анализ собираемых данных о техническом состоянии узлов и деталей, диагностирование и прогнозирование надёжной работы дают возможность оптимизировать процесс обслуживания и ремонта с учётом индивидуальных параметров локомотива.

‒ Какие показатели говорят о повышении эффективности работы вашего подразделения?
‒ Как я говорил выше, в прошлом году нам удалось сократить количество сбоев кодов АЛСН по сравнению с 2019 годом. Снижение составило 29% – 380 против 532 годом ранее. Соответственно снижено количество автостопных торможений с 279 до 126 (55%). На 19% стало меньше отказов технических средств всех категорий (в 2019 году – 202, в 2020-м – 184). Свой вклад в обеспечение безопасности движения поездов в 2020 году имеют и наши рационализаторы. Одна из выполненных ими разработок как раз связана с формированием групп риска локомотивов. За счёт непрерывного контроля выявленных нарушений удалось существенно повысить уровень управляемости процессов безопасности движения поездов.
Я считаю, что залогом эффективной работы во многом является именно квалификация наших специалистов, подготовке которых в дирекции уделяется самое пристальное внимание. У нас есть договорённости с крупнейшими ремонтными заводами страны, куда наши представители регулярно отправляются на стажировку, знакомятся с новыми разработками и получают практические навыки работы с ними. В первую очередь это касается обслуживания микропроцессорных устройств безопасности. В 2020 году 12 наших работников прошли обучение в ОАО «Электромеханика» по порядку обслуживания и ремонта комплекса сбора и регистрации данных скоростемеров КПД-3ПА.
Разумеется, нам не безразлично, с каким багажом знаний и навыков придёт к нам после окончания учебных заведений молодое пополнение. Так, силами дирекции было выполнено оснащение стендами по устройствам безопасности трёх отраслевых учебных заведений. Новое оборудование появилось в Рязанском железнодорожном колледже, Вяземском железнодорожном техникуме и Брянском колледже железнодорожного транспорта. Работая с таким комплексом оборудования, студенты опытным путём смогут получить представление об устройствах безопасности, устанавливаемых на локомотивах, разобраться в особенностях их модификаций, смоделировать различные нештатные ситуации, которые могут возникнуть во время движения.
Специфика нашей работы требует постоянно находиться на передовой технологического развития отрасли. Ведь от нас зависит качество работы локомотивов, а значит, и безопасность перевозочного процесса. В целом можно говорить, что квалификация наших специалистов соответствует требованиям, предъявляемым ОАО «РЖД».

Беседовал
Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28