26 февраля 2021 03:41

фото: МЦНТИБ

Пассажирам рассказали о битве за Москву

В этом году в стране будет отмечаться 80-летие битвы под Москвой. Сотрудники Московского центра научно-технической информации и библиотек подготовили информационный стенд, посвящённый событиям 1941 года, значительную роль в которых сыграли дмитровские железнодорожники. В новогодние праздники он был установлен на станции Яхрома савёловского направления МЖД.
Ноябрь 1941 года выдался морозным и тревожным. Враг отчаянно рвался к Москве. После неудач на волоколамском направлении немецкие войска сосредоточились на северном. Угроза оккупации нависла над древней Дмитровской землёй. К концу ноября, несмотря на постоянные бомбёжки, практически была завершена эвакуация предприятий и рабочих из Дмитрова по железной дороге на восток страны. Предполагая, что враг попытается захватить стратегически важный канал Москва – Волга, мосты через него заминировали, но взрывать не торопились.

В конце ноября 1941-го в Дмитрове разместился штаб 1-й ударной армии, формировавшейся для защиты города, оказавшегося на стыке между 16-й и 30-й армиями. Войска, приданные ей, ещё находились на марше, когда в ночь с 27 на 28 ноября 1941 года 7-я танковая дивизия фашистов, некогда победоносно проехавшая первой по улицам Парижа, внезапным ударом овладела Яхромой. Перебив охрану, захватила мост через канал Москва – Волга, переправилась через него, ворвалась в Перемилово и закрепилась на высоте. Ставка приказала командиру 1-й ударной армии генерал-лейтенанту В. Кузнецову отбросить гитлеровцев за канал. Но в его распоряжении практически не было войск. Тогда и было решено направить навстречу врагу бронепоезд № 73 НКВД СССР, который за несколько дней до этого прибыл для охраны железной дороги.

Это был беспримерный в истории бой бронепоезда с танками. Умело маневрировал машинист бронепоезда М. Погорельский, то стремительно двигая паровоз вперёд, то резко сдавая назад. Внимательно следила, выглядывая из-за сугробов, за этой битвой старшая стрелочница Мария Литневская (ныне – Барсученко), ведь ей требовалось вовремя переводить стрелки, обеспечивая подвижность состава. Позже, вспоминая то сражение, командир бронепоезда Федор Малышев писал: «Правильно были использованы во время боя для развёртывания бронепоезда оба железнодорожных пути, вследствие чего была возможность во время боя маневрировать первому мотовагону»…

В разгар сражения один из снарядов угодил в паровоз, снёс трубу, смял кабину машиниста. Огромный столб пара, словно гейзер, взмыл к небу – был повреждён сухопарник паровоза. Потеряв управление, бронепоезд стал удобной мишенью для гитлеровской артиллерии. Словно молотом по наковальне, били по броне снаряды. Спасение было в одном – найти паровоз, который бы заменил повреждённый. Заместитель командира бронепоезда Знаменский со связным направляются на станцию Дмитров.
«Был уже полдень, немцы усилили стрельбу по станции со стороны деревни Настасьино, – рассказывала Мария Тимофеевна Барсученко. – Вдруг вижу, ко мне бегут двое: «Девушка, выручайте!» Вместе побежали на четвёртый путь, где стоял под парами паровоз машиниста Андрея Доронина».

Обрадованный Знаменский тут же написал расписку и вручил её машинисту. Тот, прочитав, заявил: «Это что же, вы на нашем паровозе пойдёте в бой, а мы вашей бумажкой прикроемся? Нет, мы сами поведём паровоз».

Маленький маневровый паровозик прорвался сквозь огонь врага. Помощник машиниста Иван Лавров на ходу бросился к разбитому паровозу бронепоезда, чтобы, не теряя времени, подцепить его. Прицепившись, паровоз пополз в сторону Дмитрова. За поворотом на него поднялся командир, он крепко пожал руки паровозной команде. Под шквальным огнём железнодорожники отбуксировали из зоны огня разбитый паровоз. Затем, вернувшись, прицепили своего «малыша» к бронеплощадке. «Крепость на колёсах» вновь обрела подвижность, и бой у переправы разгорелся с новой силой. В тот день враг к Дмитрову не подошёл, оставив на поле битвы 12 танков, 24 бронетранспортёра, более 700 солдат.

За беспримерный подвиг группа бойцов и командиров бронепоезда из 18 человек была награждена орденами и медалями. Девятнадцатой стала старшая стрелочница Мария Литневская (Барсученко), получившая орден Красной Звезды. Такую же награду вручили командиру бронепоезда Ф.Д. Малышеву. Не забыли и о героизме железнодорожников, прибывших на помощь бронепоезду. За мужество и самоотверженность машинист паровозного депо Москва-Бутырская А.Н. Доронин был награждён орденом Ленина, его помощник И.И. Лавров — орденом Красного Знамени.

А 17 мая 2019 года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров издал приказ о переименовании остановочного пункта 75-й км савёловского направления МЖД в остановочный пункт имени Барсученко.

Вот об этих событиях пассажирам станции Яхрома и будет напоминать установленный на вокзале стенд, подготовленный по инициативе руководства Московско-Смоленского региона дороги Московским центром научно-технической информации и библиотек. Он стал данью памяти о трудовом и ратном подвиге коллег-железнодорожников, внёсших свой неоценимый вклад в защиту Москвы от врага.

Галина Борисова,
инженер 1-й категории МЦНТИБ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31