14 апреля 2021 05:17

фото: Михаил Пермин / ИД «Гудок»

Проверка системы «Антисон» не вызовет затруднений

Алексей Скурихин, инженер технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Буй

Перед отправлением в рейс необходимо тщательно проверять не только работоспособность машиниста, но и устройства, которые её контролируют во время поездки.

Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) хорошо знакома многим локомотивщикам, особенно тем, кто работает без помощника. Её носимая часть, похожая на электронные часы, надевается на руку и непрерывно контролирует состояние человека по показателям электрического сопротивления кожи запястья. Если машинист вдруг задремал или потерял сознание, эти показатели изменяются, и система сообщает об опасности – на приёмнике загорается красный сигнал. И если в ответ на это машинист не нажимает рукоятку бдительности, система снимает напряжение с электропневматического клапана автостопа и поезд останавливается.

За годы эксплуатации ТСКБМ зарекомендовала себя как надёжная и эффективная. Тем не менее перед отправлением в рейс машинист обязан проконтролировать исправность носимой части прибора. На крупных станциях проверку браслета ТСКБМ проводят дежурные на пунктах явки локомотивных бригад с помощью устройства, состоящего из компьютера и специального пульта. Без подтверждения исправности прибора машинист не получает разрешения на поездку.

Устройства проверки установлены на всех станциях, где происходит явка бригад. Однако на удалённых станциях, таких как Свеча или Мантурово, пульты есть, а дежурных нет. Там машинисты проходят проверку самостоятельно. Алгоритм контроля многоступенчатый, далеко не все его запоминают, потому нередко возникают затруднения. Если машинист действует некорректно, то исправность прибора не подтверждается, и приходится снова и снова повторять процесс. В итоге теряется время, возникает угроза задержки отправления поезда.

Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, в депо разработали инструкцию-памятку для самостоятельной проверки исправности носимой части системы ТСКБМ. Она предельно проста для восприятия, включает в себя пять элементарных шагов и, главное, снабжена иллюстрациями, демонстрирующими каждый шаг. Памятка растиражирована на бумажных носителях и уже размещена на всех пунктах явки эксплуатационного локомотивного депо Буй, работающих без дежурного. Машинисты, пользующиеся ею, свидетельствуют, что теперь проверка проходит без сбоев и занимает не более двух минут.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31