06 декабря 2020 00:34

фото: Руслан Казаков

Вторая жизнь электротяговых соединителей

Сырьё для производства необходимых рельсовым цепям изделий приобретается по цене лома

В Люблинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-2) реализован проект бережливого производства «Изготовление соединителей штепсельного типа ЭМС-95-1500», давший эффект многократного сокращения затрат на покупку новых соединителей.
Соединитель ЭМС представляет собой гибкий трос, оконцованный контактными болтами (штепселями). Контактный болт с гибким проводником опрессован и сварен в технологической оснастке. Соединитель электротяговый сталемедный ЭМС-95-1500 предназначен для эксплуатации в рельсовой цепи в качестве проводника на участках, где осуществляется движение поездов на электротяге постоянного электрического тока. Соединитель электротяговый ЭМС-95-1500 состоит из сталемедного троса (снаружи медь, внутри сталь), диаметр которого 95 мм, а длина 1,5 м.

Проект бережливого производства создан с целью сокращения расходов на закупку новых соединителей ЭМС-95-1500 за счёт их изготовления из материалов повторного использования в мастерской дистанции.

В 2020 году в дистанции требуется заменить 150 соединителей ЭМС-95-1500 на станциях Москва-Пассажирская-Курская, Серпухов, Коломенское, Люблино-Южное, Авиационная. Стоимость одного нового соединителя составляет 1371,04 руб. Затраты на их покупку должны были составить в этом году 205 тыс. 656 руб.

В ШЧ-2 нашли возможность производить эти соединители самостоятельно. При этом затраты на изготовление одного соединителя ЭМС-95-1500 в мастерской составили 144,5 руб. Соответственно 150 соединителей обходятся в 21 тыс. 675 руб. Годовой экономический эффект при сравнении с приобретением такого же количества новых соединителей составляет 183 тыс. 981 руб.

Низкий уровень затрат обусловлен прежде всего низкой ценой используемых комплектующих. Перемычки взяты как металлические тросы из снятых ранее с эксплуатации соединителей и приняты для создания новой продукции по цене лома. По цене лома обошлись и списанные штепсели.

В качестве сырья для самостоятельного производства соединителей штепсельного типа ЭМС-95-1500 в дистанции используют годные для дальнейшего использования остатки других соединителей.
«В частности, на данном проекте как исходники используются соединители длиной 4 м, которыми выполняется подключение дроссель-трансформаторов к рельсам. Каждый такой соединитель состоит из двух биметаллических тросов диаметром 95 кв. мм, такого же, как и на соединителях, которые мы изготавливаем в рамках проекта», – сообщил начальник производственно-технического отдела ШЧ-2 Евгений Козин.

Бывает, что при эксплуатации один из тросов приходит в негодность, такой соединитель меняется на новый, соответственно у него остаются в хорошем состоянии два штепселя и один трос длиной 4 м, из которого можно изготовить два отрезка по 1,5 м для изготовления соединителей ЭМС-95-1500, плюс использовать штепсели.
«Так как замена пришедших в негодность соединителей в пределах дистанции осуществляется постоянно, а также в этом году выполнялась программа по усилению обратной тяговой сети на участке МЦД-2, где перемычки менялись на усиленные четырёхтросовые, а снятые двухтросовые перемычки дефектовались для дальнейшего использования на других участках или на списание, у нас появилось достаточно исходного материала для изготовления соединителей типа ЭМС-95-1500», – объясняет Евгений Козин.

Так как монтаж штепселя выполняется методом приварки в отверстии троса, работники дистанции в условиях мастерских высверливают из штепселя, сохранившего свои эксплуатационные характеристики, остатки старого троса и вваривают в него другой трос нужной длины.
«Таким образом мы получаем изделие с характеристиками ничуть не хуже нового, но дешевле. Срок службы не снижается и примерно равен новому», – подчёркивает начальник производственно-технического отдела ШЧ-2.

В Люблинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки «Гудку» объяснили значение данных соединителей в обеспечении безопасного движения поездов, важнейшую роль в котором играют рельсовые цепи. На основании получаемой от рельсовых цепей информации функционируют системы электрической централизации и автоблокировки. Рельсовые цепи являются базисным звеном не только в системах определения свободности или занятости участка пути. Они обеспечивают выполнение контрольного режима, то есть контролируют целостность рельса. Рельсовые цепи обеспечивают контроль исправного состояния элементов обратной тяговой сети, предназначенной для пропуска обратного тягового тока.

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, проводниками которой являются рельсовые нити участка железнодорожного пути, используемые для передачи электрических сигналов. Рельсовые цепи служат инструментом для передачи на локомотивы и другие подвижные единицы информации о показаниях светофора, к которому приближается поезд, а также о допустимой скорости его движения в данной точке пути.

Рельсовая цепь, как любая электрическая цепь, содержит источник тока, приёмник тока и соединяющие их проводники, роль которых выполняют рельсовые нити участка железнодорожного пути. Источник тока подключается к рельсам на одном конце изолированного участка пути, а приёмник – на другом. Ток, подаваемый в рельсовую цепь для контроля её состояния, называют сигнальным током рельсовой цепи (или блокировочным током). В большинстве случаев в качестве источника тока применяют трансформатор, а в качестве приёмника тока – путевое реле или специальный путевой приёмник, на выходе которого включено путевое реле. Место подключения источника тока к рельсам называют питающим, или трансформаторным концом рельсовой цепи, а приёмника тока – релейным концом.

Основным элементом рельсовой цепи для пропуска тягового и сигнального тока через стык является соединение рельс – накладка. При нормальном состоянии стыка его проводимость обеспечивается в основном через накладки. Для надёжного пропуска тягового и сигнального тока через соединение рельс – накладка устанавливают основной приварной соединитель и дублирующий соединитель штепсельного типа, который выполняет роль дублирования приварного соединителя в случае его обрыва. Роль приварного и дублирующего соединителей состоит в исключении импульсных помех тягового тока и пропуске тока при увеличении переходного сопротивления в соединениях рельс – накладка, приводящего к нарушению нормальной работы электрических рельсовых цепей.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30