30 ноября 2020 01:52

Мониторинг расширяется на сети

В локомотивных депо Тулы и Ярославля готовят к установке инновационную систему, которая предотвратит сброс в канализацию стоков, загрязнённых сверх нормативов.
«Система определения нефтепродуктов в промышленных стоках» является инновационной разработкой ООО «Институт «Газэнергопроект». Она прошла конкурсный отбор, организованный Центром инновационного развития ОАО «РЖД», и в 2019 году уже тестировалась в локомотивном депо Москва-Пассажирская-Курская, подтвердив все заявленные параметры.

Как пояснил начальник отдела систем безопасности и IT ООО «Институт «Газэнергопроект» Виталий Козловский, разработка основана на том, что интеллектуальная система с помощью датчиков определяет содержание нефтепродуктов в стоках объекта на входе в локальные очистные сооружения и на выходе перед сбросом в канализацию местного предприятия «Водоканала».
«Существующие системы очистки промышленных стоков соответствуют нормативам по предельным концентрациям загрязняющих веществ в очищенных стоках, однако периодически происходят «проскоки». Большинство железнодорожных депо и коллекторных сетей были построены ещё в советское время, когда в качестве топлива применялся мазут, – говорит Виталий Козловский. – За долгое время нефтепродукты впитались в грунт. При сильных осадках они вымываются из почвы и поступают вместе с грунтовыми водами в промышленную канализацию через разрушенные участки коллекторной сети. Далее подобные залповые сбросы идут на очистные сооружения, которые не всегда справляются с повышенными концентрациями нефтепродуктов. Превышение предельно допустимого уровня загрязняющих веществ на выходе может быть определено лабораторией «Водоканала» при периодическом контроле. В этом случае предприятие обязано дополнительно платить за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения».

Если же система мониторинга зафиксирует на входе повышенное содержание вредных веществ и сразу подаст тревожный сигнал, то всегда есть время (как правило, несколько часов), чтобы усилить защитный контур очистки и добиться соответствия параметрам. Тогда дополнительных платежей удастся избежать. Кроме того, появляется возможность аргументированно доказывать экспертам «Водоканала» на их возможные ошибки в определении концентраций вредных веществ и оспаривать предъявление дополнительных счетов.

И если в локомотивном депо в Москве система реагирует лишь на повышенное содержание нефтепродуктов, то в Туле и Ярославле будут контролировать ещё несколько параметров, которые критически важны именно для этих предприятий.
«Как правило, везде стоит проблема по превышению содержания в стоках железа, часто превышение норматива составляет два и более раз, – указывает Виталий Козловский. – Также ещё добавим контроль и по ионам аммония».

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30