30 ноября 2020 02:28

фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Время вперёд

Как на МЖД нагоняют опоздания экспрессов Москва – Ярославль

Благодаря скоординированным усилиям работников московских дирекций управления движением, тяги и инфраструктуры за 17 дней сентября из 31 дневного экспресса из Ярославля, переданного с опозданием по стыку с Северной дороги, 22 поезда прибыли на конечный пункт Москва-Ярославская точно по графику.
Поездной диспетчер Елена Самадашвили знает, по какому пути направить поезд, чтобы сократить отставание
Диспетчер по управлению пассажирскими перевозками Наталья Алексеева видит всё от Ярославля до Москвы
С начала сентября из-за технологических «окон» на участке от Ярославля до Александрова Северной дороги часть поездов передаётся по стыку с МЖД с опозданием, достигающим порой 20 минут. Причина в том, что ремонтно-путевые работы, работы по усилению контактного провода, а затем плановая обкатка отремонтированных участков влекут за собой ограничение скорости. Между тем так называемые 100-е поезда, дневные экспрессы сообщением Ярославль – Москва, имеют очень жёсткий график хода: расстояние 281 км они проходят за 3 часа 18 минут, делая всего три минутные остановки в Ростове, Берендеево и Сергиевом Посаде. Ещё при запуске в 2013 году этих экспрессов, ведомых электровозом ЭП20 по полигону Северной и Московской дорог, ставилась приоритетная задача обеспечить минимальное время в пути и точное исполнение графика.

Задача Диспетчерского центра управления перевозками столичной магистрали (ДЦУП) в том, чтобы доставить пассажира в пункт назначения вовремя. В пути следования дневной экспресс может задержаться, но на станцию посадки и высадки пассажиров поезд должен прибыть строго по графику. В случае с дневными экспрессами из Ярославля это не только конечная станция Москва-Ярославская, но и Сергиев Посад, где осуществляются посадка и высадка.
«Дневной экспресс – поезда с максимально жёстким временем хода, они самые быстрые на участке. Все остальные пассажирские поезда тоже, бывает, опаздывают, но их проще ввести в график, поскольку в нём заложен небольшой запас времени, 5–7 минут. А у дневных экспрессов график жёсткий, без резерва времени, нагнать опоздание им проблематично. Поэтому и акцент был сделан на эти экспрессы, – рассказывает заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела ДЦУП по пассажирским перевозкам Алексей Уразов. – Любое отклонение дневного экспресса от графика – это у нас ЧП. Времени в обрез, машинисты едут с предельно допустимыми скоростями. Но мастерство машиниста само по себе не панацея, вернуть поезд в график в случае серьёзного отклонения требует усилий многих специалистов. Дополнительная сложность состоит в том, что с сентября на ярославском ходу в Московском узле увеличились размеры движения, добавилось число пар пригородных поездов в часы пик».

Проблемы с опозданием экспрессов обсудили на заседании штаба под руководством первого заместителя начальника МЖД Александра Шинкарёва. Тщательно проанализировали, что будет мешать движению, что можно сделать в случае ЧП. В результате обеспечение нагона опоздания выполнялось за счёт комплексных мероприятий: работы с машинистами, корректировки графика, увеличения скорости, обеспечения «зелёной улицы», приоритетного пропуска и расстановки грузовых поездов на боковые пути.

Уже к 8 сентября на Московской дороге убрали все ограничения скорости, поскольку это мешало машинистам реализовывать минимальный нагон. И у машинистов появился небольшой запас времени для ввода поездов в график. «Часть опоздания компенсировалась уже на участке Александров – Сергиев Посад, – говорит диспетчер по управлению пассажирскими перевозками Наталья Алексеева, которая занимается нагонами пассажирских и пригородных поездов. – Остальное навёрстываем на финишном участке».

Наталья и её коллеги вместе с поездным диспетчером на своих мониторах видят весь путь от Ярославля до Москвы-Ярославской. Это три диспетчерских участка. Диспетчер по управлению пассажирскими перевозками – фигура ключевая, он может предварительно планировать время нагона, какие поезда и где пропустить, что поставить в приоритете. Этот человек непосредственно связывается с поездными диспетчерами каждого круга, и те уже более детально планируют пропуск – прокладывают «нитку», предоставляют «зелёную улицу», чтобы менее приоритетные поезда уступили дорогу.
«Когда поезд поступает к нам с опозданием, мы предупреждаем об этом станции на участке, устанавливаем особый контроль и «зелёную улицу». Вызываем по радиосвязи машиниста, даём ему приказ на нагон и ввод поезда в график, – рассказывает поездной диспетчер с 17-летним стажем Елена Самадашвили. – Очень хорошо сокращают отставание поезда машинисты на перегоне от станции Пушкино до станции Мытищи, когда мы их направляем по 3-му главному пути. Нюанс в том, что 3-й путь прямой и по нему можно следовать с предельно допустимой по нормативам скоростью, а по первому главному пути есть съезды, по которым поезд движется с уменьшенной скоростью».

Нагнать опоздание силами одного лишь поездного диспетчера невозможно. Диспетчер по управлению пассажирскими перевозками вникает в технологические моменты, обсуждает их с поездным диспетчером, который видит нюансы ситуации, подсказывает, как решить проблемы с пропуском поездов.

Иерархия оперативных работников, отвечающих за график, – это старший диспетчер по дороге, диспетчер по управлению пассажирскими перевозками, поездной диспетчер. «Когда поезд поступает по стыку с опозданием, каждый на своём уровне взаимодействует со смежными руководителями, – раскрывает детали Алексей Уразов. – Старший диспетчер рулит всей эксплуатацией по дороге, может вызвать начальника депо, его заместителя, обрисовать ситуацию. А непосредственно на связь с машинистами выходят инструкторы, знающие профиль пути как свои пять пальцев, они оказывают квалифицированную практическую помощь – как лучше провести поезд».

Московская дирекция тяги ставит на дневные экспрессы самых опытных машинистов с высокой квалификацией, после хорошей обкатки на поездах, у которых менее жёсткий график хода. «Работая поездным диспетчером, я знал всех машинистов, на которых можно в ситуации отклонения от графика положиться, – вспоминает Алексей Уразов. – Главное – своевременно дать им приказ на нагон, обеспечить «зелёную улицу», и тогда они поедут точно по графику».

Теперь дневные экспрессы из Ярославля отклоняются от графика, только когда на СЖД случается неисправность или какое-то происшествие. Сейчас на Северной начинается второй этап технологических «окон», и на столичной магистрали заранее подготовились, чтобы опозданий больше не было. Чуть скорректировали график по проходным точкам, чуть подняли скорости движения поездов. Проведена работа с Дирекцией инфраструктуры, Дирекцией тяги, локомотивными бригадами – чтобы дать возможность машинисту, несмотря на сложившиеся трудности на Северной дороге, привести поезд по графику.

Игорь Ленский

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30