30 ноября 2020 01:50

Поезд памяти

Помощник машиниста Константин Чугункин: «Перед рейсами машины начищали и подкрашивали»

В конце августа в честь 77-летия сражения на Курской дуге «Поезд Победы», сформированный Московской дирекцией тяги МЖД, совершил два рейса памяти по местам боевой славы Курско-Орловской земли: по маршруту Курск – Поныри – Курск отправлением в первый день акции и с дислокацией в Понырях бронепоезда БП-43 и маршруту Курск – Кшень с остановками на станциях Щигры и Мармыжи на второй день. «Московский железнодорожник» поинтересовался у локомотивных бригад депо им. Ильича, как они готовили подвижной состав и какие чувства испытывали, проезжая по памятным местам.
Машинист Сергей Бендюков: «Паровозы притягивают к себе»
Как только депо им. Ильича получило соответствующую телеграмму из Московской дирекции тяги, локомотивные бригады депо Подмосковная приступили к подготовке двух паровозов серии П36 № 0110 и № 0120, проверке их технического и культурно-эстетического состояния. Поскольку машины постоянно находятся в работе, периодически требуется определённый ремонт и обновление их внешнего вида. «Паровозы подкрашиваются, начищаются, натираются, – рассказывает машинист Сергей Бендюков. – Поезд был не очень большой – четыре вагона, но расстояние от места приписки паровозов (депо Подмосковная) до Курска – большое, поэтому мы приготовили два паровоза. Это последние пассажирские паровозы советской постройки, скоростные».

Техобслуживание – процесс хлопотный и трудозатратный – осуществлялся, как рассказывает помощник машиниста Константин Чугункин, практически всей колонной машинистов и помощников. Семь локомотивных бригад в составе Валерия Фёдорова, Андрея Малютина, Александра Разуваева, Александра Сотникова, Константина Чугункина, Алексея Чебурея, Сергея Бендюкова, Александра Васина, Вадима Шолупова, Романа Новикова, Евгения Калинина, Евгения Носарёва, Михаила Кривоногова, Максима Чернышёва и Александра Курзенкова мыли паровозы керосином, вымывали грязь, вытирали, начищали, подкрашивали, надраивали, что заняло не один рабочий день.

Затем машины перегнали в Курск электровозами, чтобы сэкономить уголь и воду. За два дня акции локомотивные бригады, сменяя друг друга, преодолели расстояние в 500 км. В Курске паровозы базировались в местном эксплуатационном локомотивном депо, где их ночью прогревали, подкидывали уголь. А утром украсили транспарантами, флагами, цветами и выставили к платформе, к вокзалу.
«Я бы отметил руководство Курского депо: там добрейшие, отзывчивые люди, – говорит машинист Александр Сотников. – Замечательные люди. Мы пока паровозы перегнали за 100 вёрст до Курска, они «зачуханились» немного и их надо было в божеский вид приводить, снова подкрашивать. И Курское депо оказало всяческое содействие, за что его сотрудникам огромная благодарность. Я паровозы под подсадку подогнал, они их приняли, опробовали. Я их перекрестил, благословил и ушёл на отдых. Они уже сами там рулили – эксплуатационное локомотивное депо Курск».

Бронепоезд ВД-43 был передислоцирован в Курск со станции Узловая Тульской области. Из Курска пошёл в Поныри, где его отцепили и он начал двигаться своим ходом – совершать манёвры. И все желающие могли его посмотреть. Затем отбыл в Мценск и Змеёвку – станции, принимавшие активное участие в разгрузке воинских эшелонов и их пропуске в годы Великой Отечественной. После чего – в Орёл, где состоялось заключительное мероприятие праздничной программы.

Гости праздника получили уникальную возможность прикоснуться к настоящей военной технике – оригинальному бронепоезду, воссозданному по типовому проекту на Тульском военном заводе «Штамп» по инициативе ОАО «РЖД». Составностью 1 бронированный паровоз, 2 артиллерийских бронеплощадки, 2 площадки ПВО и 2 контрольные платформы. Прототипом послужил бронепоезд «Коломенский рабочий», собранный в Коломне. И получился собирательный образ, хотя авторы старались придерживаться эскизных чертежей и набросков. После торжественного мероприятия бронепоезд был доставлен в Коломну и передан в испытательный центр АО «ВНИКТИ» для проведения испытаний.

Проезд «Поезда Победы» по Курско-Орловскому региону вызвал большой интерес у жителей. Повсюду – вдоль путей, на железнодорожных переездах собирались люди и смотрели с удивлением. Сергей Бендюков отмечает, что за 10 лет, что он работает на паровозе, каждый раз, когда выезжает на маршрут, наблюдает такую картину. Вроде бы паровозы постоянно бывают на путях общего пользования, и люди должны к ним привыкнуть. Однако каждый раз эти машины вызывают удивление и восторг. Как будто только что прибыли из прошлого – настоящие, живые, пыхтят. «Паровоз – это живой организм, – говорит Сергей. – Он всех притягивает. Возможно, это прозвучит необычно, но он обладает определённой энергетикой, завораживает. Особенно движение экипажной части паровоза».

Как уже сообщал «Московский железнодорожник», пассажирами «Поезда Победы» стали люди, которые видели Великую Отечественную войну, труженики тыла, ветераны МЖД, работники Орловско-Курского региона, представители региональных Советов ветеранов, областных, городских и районных администраций, волонтёры и воспитанники учебных заведений. В поезде во время поездки звучали песни военных лет, проходили экскурсии, посвящённые Курской битве. На станциях прошли торжественные митинги, посвящённые юбилею Великой Победы и вкладу курян в разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге, церемонии возложения цветов павшим героям.

Локомотивные бригады, конечно, не имели возможности принять участие в акции. Но они испытывали те же чувства и эмоции, что и все остальные. «Думаю, любой человек на таком мероприятии испытывает волнение, – говорит машинист Валерий Фёдоров. – Мы все волновались, потому что ехали по памятным местам. А у локомотивных бригад ещё добавляется и волнение за технику, чтобы не подвела. Всё прошло хорошо. К путям подходили люди и потом долго смотрели нам вслед. Это значит, что память о подвиге жива».

Светлана Новаковская
Фото: депо имени Ильича
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30