06 декабря 2020 02:27

Начинать с расчётов сегодня дорого

Дмитрий Калаев, директор Акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)

Когда мы рассматриваем те или иные проекты, то перед нами изначально не стоит вопрос об оценке сильных или слабых сторон. Всегда речь идёт про конкретный стартап и конкретную компанию, для бизнеса которой он даст нужный результат.

Акселераторы и бизнес-ангелы как раз и нужны, чтобы найти в компании точки применения новых технологий. Тот же HintEd, к примеру, реализовал и масштабировал свой проект в ВТБ. Это кое-что говорит о самом стартапе, но если он приходит в РЖД, то, по сути, всё начинается по новой.

Для каждого проекта есть определённый набор стоп-факторов, которые применительно к каждой компании всегда рассматриваются в самом начале. К примеру, в случае с РЖД это может быть использование иностранных технологий, оборудования.

В данном случае применительно к четырём проектам, которые тестируются сейчас в РЖД, можно сказать, что минимальным риском и большей перспективой для внедрения обладают именно HintEd, «ТурбоКонтракт» и O.Vision, поскольку все они относятся к категории IT. Риск всегда определяется воздействием проекта на существующие технологии и бизнес-процессы, возможностью отыграть назад. Применение новых литий-титанатных батарей – это крупный производственный проект, который многое изменит в технологии работы РЖД. Это изменение закупочной политики, ремонтов и других давно устоявшихся вещей. Даже с этой точки зрения IT-проекты гораздо менее рискованны, у них больше шансов дойти до практического внедрения. Если посмотреть на сложившуюся сегодня ситуацию, то 50% инвестиций в России приходится именно на стартапы в IT, а вторая половина – это производственные проекты, в которых более десятка различных отраслей. Поэтому тенденция очевидна. Инвесторы понимают, что инвестиции в интернет-проекты могут привести к положительным изменениям фактически за неделю и их при необходимости легко свернуть. При производственных проектах речь идёт, скорее всего, о годе, поэтому и оцениваются они гораздо придирчивее и строже.

Есть интересные моменты и при оценке стартапов. К примеру, стоимость изготовления опытного образца и его тестовая проверка в компании примерно равна той сумме, которую придётся заплатить за проведение расчётов (действительно грамотных и максимально точных) по оценке масштабируемости проекта. При этом в саму оценку для получения корректного результата необходимо вносить и данные, полученные в результате пилотной эксплуатации образца. Поэтому компании, когда внедряют у себя инновации, обычно сразу начинают не с точных расчётов, а именно с изготовления и тестирования опытных образцов. А далее уже смотрят на возникающие риски и думают, как их снизить.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30