06 декабря 2020 02:20

фото: ООО «Омега»

Новая энергия

Андрей Платон, коммерческий директор ООО «РусСофт Эксперт»

Сейчас на подвижном составе, принадлежащем ОАО «РЖД», эксплуатируются никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, требующие обслуживания. Мы предлагаем использовать необслуживаемые аккумуляторы.

В никель-кадмиевых элементах необходимо два раза в год менять щелочной раствор. Только в рамках одного депо эти затраты оцениваются в 7,5 млн руб. в год, в то время как по стране более 140 ремонтных локомотивных и моторвагонных депо. Мы предложили применять литий-титанатные батареи (ЛТАБ). Ключевой элемент в них – микропроцессорный блок управления, который адаптирует эти батареи под определённые условия эксплуатации и модели подвижного состава, обеспечивает стабильность параметров (напряжение, ток, температуру), индикацию работоспособности, производит быстрый и равномерный заряд. Разумеется, цена ЛТАБ гораздо выше, чем у обычных элементов питания, однако и преимущества очевидны. Прежде всего это очень долгий срок службы – до 20 лет, предел никель-кадмиевых лишь 8–10 лет. Литий-титанатные батареи безопасны, а полную их зарядку можно провести за 20 минут. Они работоспособны и при температуре до 50 градусов ниже нуля теряют всего 6% зарядной способности в год. И что очень немаловажно – не требуют обслуживания. Можно сказать, что аккумуляторные цеха в депо, являющиеся вредным производством, уйдут в прошлое. Расчёты показывают, что стоимость года эксплуатации литий-титанатной батареи в 2,8 раза ниже на моторвагонном подвижном составе и в 2 раза ниже на грузовом электровозе, чем у других элементов питания. К примеру, экономический эффект от замены батарей только лишь за счёт увеличения времени работы одного типа электропоездов 3Д4М для дирекции составит 78 млн руб. в год. А в целом новая батарея при эксплуатации на 15,3 тыс. руб. в год обходится дешевле, чем старая. Наша разработка в этих батареях – микропроцессорный блок управления, который позволит быстро интегрировать батарею в любой подвижной состав, обеспечит ей защиту и диагностику.

Совместно с Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава и Дирекцией тяги ОАО «РЖД» проведены расчёты необходимых параметров для новых элементов питания. На данный момент изготовлены опытные образцы, которые уже скоро пройдут необходимое тестирование непосредственно на полигонах железной дороги. Нашим элементам питания необходимо отработать полные сезоны, чтобы убедиться в их эффективности для железнодорожного транспорта.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30