06 декабря 2020 02:00

Пассажира по телефону видно

АО «ВНИИЖТ» разрабатывает алгоритм оценки данных о перемещении людей, полученных от сотовых операторов. В перспективе это даст возможность ОАО «РЖД» сравнивать свою работу с другими видами транспорта и принимать решения по расширению маршрутной сети.
В сентябре сотовый оператор Теlе2 передал специалистам АО «ВНИИЖТ» информацию о перемещении граждан между 81 парой российских городов за 2018–2019 годы, а также за I квартал 2020 года.
«Технически исследование для РЖД проводится на основе сетевых элементов инфраструктуры Tele2 с использованием обезличенных данных об абонентах, – сообщили «Гудку» в пресс-службе Теlе2. – Заказчик описал параметры проекта и подлежащие анализу пары городов. Также он верифицировал результаты анализа и подтвердил высокое качество данных, поэтому мы рассчитываем на продолжение сотрудничества с РЖД».

Как пояснили «Гудку» в ОАО «РЖД», сегодня компания не имеет полной базы данных о транспортных маршрутах и количестве перемещений людей.
«Если по авиационному транспорту есть надёжные цифры, то по междугородным автобусным перевозкам точных сведений нет из-за большого количества индивидуальных предпринимателей, работающих в этой сфере, – говорит заместитель руководителя Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Дмитрий Крюков. – По поездкам на автомобилях статистики нет вообще».

Результаты исследования будут готовы не раньше ноября, поскольку на обработку огромного массива данных требуется время.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой одним из первых на железнодорожном транспорте пять лет назад начинал работать с геолокацией, когда ему поручили оценить перспективный пассажиропоток на ВСМ Москва – Казань. «Тебе дают сведения, к примеру, о перемещениях людей из Москвы в Ногинск за определённый период, но в этом огромном массиве данных для точного результата ты должен вычленить тех, у кого две сим-карты, льготников, тех, кто ездит на работу или поехал всего один раз по какой-то необходимости, – рассказывает Владимир Косой. –

А для этого необходима информация из других баз и источников».

В АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») говорят, что сейчас для прогноза используются специальные системы. В частности, в АСУ «Экспресс» есть такая функция.
«В основу моделей здесь легли данные железнодорожной статистики, а внешние влияния по умолчанию считались учтёнными в исходных данных, – рассказала заместитель заведующего лабораторией научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Светлана Муктепавел. – Однако оценить без ёмкости рынка, что повлияет на прогнозный объём перевозок, не представлялось возможным».

Также сегодня все данные исходят из помесячной статистики отправления пассажиров, а информация операторов позволяет получить более точные сведения по неравномерности перевозок.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30