06 декабря 2020 01:52

фото: Архив СамГУПСа

Шум укажут на карте

Специалисты Центра экологической безопасности Самарского государственного университета путей сообщения разрабатывают карту шумового воздействия на жилые объекты на станции Октябрьск Куйбышевской дороги.
Как рассказала начальник Центра охраны окружающей среды Куйбышевской дороги Светлана Андреева, мониторинг шумового воздействия и создание карт шума – одно из перспективных направлений экологической программы компании «Российские железные дороги». По результатам мониторинга составляется список мероприятий для снижения акустического воздействия железнодорожного транспорта: смазка рельсов в кривых на участках, расположенных вблизи жилой застройки, установка прокладок из композитных материалов на стыки, высадка вдоль полотна железной дороги барьерных зелёных насаждений, строительство шумозащитных экранов.
«Карты шума нужны для того, чтобы понимать, где и какие мероприятия следует выполнить точечно, чтобы максимально эффективно защитить людей от негативного воздействия железной дороги», – пояснила Светлана Андреева.

Снижение шумового воздействия на окружающую среду и повышение качества жизни граждан в населённых пунктах вблизи железных дорог – приоритетные направления экологической программы холдинга «Российские железные дороги». Инновационные методы исследований позволят разработать комплекс мероприятий по снижению акустического воздействия железнодорожного транспорта на жилую застройку, избежать экологических и финансовых рисков.

Как пояснила Светлана Андреева, станция Октябрьск в качестве пилота по разработке карты шумового воздействия была выбрана в связи с обращениями жителей города в адрес ОАО «РЖД» с просьбой снизить воздействие шума от проходящих грузовых поездов на жилые постройки. Октябрьск расположен на главном ходу, и здесь железная дорога проходит непосредственно вблизи многоквартирных и частных домов.

Мониторинг шумового воздействия в начале сентября провели специалисты Центра экологической безопасности Самарского государственного университета путей сообщения. Для замеров шумового воздействия на жилые постройки использовали шумомер-виброметр, анализатор спектра ЭКОФИЗИКА-110А, дальномер лазерный LeicaDistoD8 и калибратор акустический АК-1000. «Замеры проводились на расстоянии 10 м от железнодорожного полотна на различных участках вблизи жилых домов в течение дня. При этом замеры велись при прохождении грузовых и пассажирских поездов на разной скорости по первому и второму путям, а также при следовании двух поездов одновременно», – рассказал директор Центра экологической безопасности СамГУПСа Андрей Малышев.

Измерения зафиксировали превышение нормативов по шуму. Было установлено, что шум от проходящего поезда вблизи жилья составляет от 62 до 93 децибел при максимально допустимых показателях в 55 децибел днём и 45 децибел ночью.

Сейчас ведётся окончательная обработка всех собранных данных, после чего они будут представлены в центральный аппарат РЖД.

Для учёных Самарского государственного университета путей сообщения отработка технологии оценки шумового воздействия станет основой для проведения аналогичных исследований на других участках железных дорог.

Дмитрий Попов
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30