29 ноября 2020 13:19

фото: Виктор Казарин

Перевалка по плану

Разработан унифицированный договор взаимодействия между железной дорогой и морскими портами

Министерство транспорта РФ приняло приказ, утверждающий типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту. Документ вступит в силу 26 сентября 2020 года. Он будет определять порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и железнодорожного перевозчика, а также планирование объёмов погрузки и выгрузки.
Соответствующий акт Минтранса РФ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Основные нововведения, которые появились в документе, – это система месячного планирования перевозок в направлении морских портов, а также ежесуточного оперативного планирования погрузки и выгрузки на основании сменно-суточного плана.

Как сообщил «Гудку» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, по общему правилу объёмы перевозок грузов на месяц не должны превышать перерабатывающую способность терминала оператора. Однако для установления гибкого и сбалансированного подхода в договоре предусмотрена возможность согласования большего объёма, если у сторон имеются технические и технологические возможности.

Приказом Минтранса также установлен порядок согласования сменно-суточного плана. «Если на припортовой станции и подходах к ней вагонов меньше, чем может переработать оператор морского терминала, то в сменно-суточный план записываются все имеющиеся вагоны. Если таких вагонов больше, подача должна осуществляться в объёме не ниже перерабатывающей способности оператора морского терминала», – пояснил Алексей Шило.

Также новым документом устанавливается порядок определения ответственности за технологические нарушения, возникающие в процессе взаимодействия железнодорожного перевозчика и оператора морского терминала, а также за невыполнение количественных показателей переработки вагонов. Согласно приказу ответственность участников соглашения за невыполнение согласованной нормы погрузки и выгрузки, а также условий подачи и уборки вагонов, установленных в сменно-суточном плане, определяется ежемесячно на основании учётной ведомости. Перевозчик несёт ответственность за несоблюдение определённых в настоящем договоре условий подачи и уборки вагонов, согласованных в сменно-суточном плане. А оператор – за невыполнение согласованной нормы погрузки и выгрузки вагонов.

При невыполнении сменно-суточного плана обеими сторонами по итогам месяца выводится сальдо (остаток, разность между поступлениями и расходами) в пользу того, кто допустил меньшее нарушение договорённостей, по результатам которого выплачивается штраф. Однако при выполнении суммарной месячной нормы погрузки и выгрузки стороны ответственности не несут.

Кроме того, за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору ответственность не наступает, если это обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы (чрезвычайными и непредотвратимыми), в том числе войной, эпидемией, эмбарго, пожаром, землетрясением, наводнением и другими природными стихийными бедствиями.

По словам исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, отсутствие унифицированного договора являлось одной из основных проблем правоприменительной практики при взаимодействии между железной дорогой и морскими портами. Для решения этой проблемы Министерство транспорта РФ при сотрудничестве с отраслевыми организациями приняло решение о необходимости разработки единого типового договора, регулирующего отношения сторон. При этом одним из важнейших условий стало то, что такая форма соглашения должна быть прописана в федеральном законодательстве и не иметь альтернативных вариантов.

По мнению участников рынка, только длительный опыт применения данного приказа на практике позволит понять, удалось ли создать работающий документ, который если не исключит, то существенно сократит количество конфликтов в этой сфере.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, создание данного документа может облегчить взаимную работу перевозчика и оператора, однако вряд ли он гарантирует, что претензий у них друг к другу не будет, как и апелляций к отраслевому законодательству. «Также не до конца ясно, как быть в случае непредвиденных ситуаций. К примеру, если из-за плохой погоды судно не может причалить под погрузку в порт, а перевозчик настаивает, чтобы оператор тем не менее принимал груз и где-то его хранил, хоть на причале, потому что не хочет платить за простой вагонов. Или другая ситуация, например, из-за аварии на железной дороге перевозчик не может подать в порт порожние вагоны, а оператор требует их, потому что у него уже другие суда стоят под погрузку или выгрузку и он не хочет платить штрафы судовладельцам, – как быть в этой ситуации? Это лишь два примера, тем не менее они показывают, что ситуации во взаимоотношениях сторон могут возникать самые разные», – пояснил он.

Стоит отметить, что в начале июля текущего года в ОАО «РЖД» по итогам совещания между представителями холдинга, Минтранса РФ и Ассоциации морских торговых портов об урегулировании разногласий по проектам типовых форм договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту подписан протокол, в котором отмечено, что после принятия приказа Минтранса планируется проведение мониторинга его применения, а также при необходимости внесение в него корректировок по истечении года после вступления акта в силу.

Приказ Минтранса РФ принят для исполнения положений Федерального закона от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и регулирует взаимоотношения железнодорожного перевозчика только с операторами морских терминалов. Для взаимодействия железной дороги и речных портов существуют отдельные законодательные акты.

Ксения Потаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30