27 ноября 2020 03:34

Железнодорожник вернулся с войны

17 сентября 1941 года у Пулковских высот под Ленинградом начались бои близ линии бывшей Варшавской железной дороги в районе Редкое Кузьмино – Александровка, перед Пушкином. Через 79 лет, в канун этой даты, из лаборатории «Солдатский медальон» пришла расшифровка бумаг, найденных нынешним летом вместе с погибшим солдатом. Им оказался Тимофей Орлов, ремонтный мастер паровоза Ленинград-Варшавского Гатчинского восстановительного поезда, павший здесь в декабре 1943 года.
«В июле мы нашли останки солдата с пистолетом-пулемётом ППШ и четырьмя гранатами. Одет он был в шинель и валенки, – рассказывает командир петербургского поискового отряда «Высота» Андрей Пименов. – Зимняя форма, другие детали позволили понять, что он погиб в декабре 1943 – январе 1944 года. Сидел на корточках, в том месте, где его настигла смерть. В правом кармане галифе лежала медаль «За оборону Ленинграда», смертный медальон с уже утраченной информацией, карандаши и остатки документов, среди которых справка о ранении, удостоверение с частью фотографии, корешок почтового отправления».

Тронутые тлением документы были не читаемы, отдельные места утрачены. Находку отправили на экспертизу в лабораторию Московского городского поискового центра «Солдатский медальон».

Примерно месяц шла кропотливая работа по реставрации, прочтению данных на истлевшей от времени бумаге. И совершилось чудо – благодаря современным методикам почти потерянные записи заговорили.
«Имя солдата было установлено по протоколу заседания дорожной комиссии, которая обсуждала его проступок, а именно невыполнение приказа о ношении каски: «Не надел СШ-40», – рассказал эксперт лаборатории «Солдатский медальон» Евгений Толстиков. – В выписке видны слова «Орлов Тим…», а в квитанции на отправку денег жене в графе «куда» читаются три буквы ЯЛУ (Омская область, город Ялуторовск, где она проживала). Дата гибели и подразделение полностью совпадают с местом проведения боевой операции, где он был обнаружен. Через слой бумаги проступают и очертания фотографии героя». Удалось распознать ещё один документ – номерное удостоверение, выданное Народным комиссариатом путей сообщения.

Железнодорожник Тимофей Никитович Орлов – уроженец Кингисеппского района Ленинградской области (по-старому Ямбургского уезда Петербургской губернии), 1908 года рождения. Он был призван в ряды РККА 17 мая 1942 года и направлен в 12-й учебный танковый полк на курсы мотористов. Затем в июле 1942 года был списан по болезни в эвакогоспиталь. Затем снова воевал. Скорее всего, Тимофей Орлов участвовал как рядовой стрелок в наступлении на немецкий укрепрайон, где и погиб.
«С 13 декабря 1943 года, судя по информации из обобщённого банка данных «Мемориал», бывший железнодорожник числился пропавшим без вести, но теперь мы знаем, что он погиб в бою, участвуя в операции по срезанию «Аппендицита» (немецкое название участка Варшавской железной дороги) 12–16 декабря 1943 года», – говорит Андрей Пименов.

Сейчас решается вопрос о месте захоронения останков Тимофея Орлова: предать земле с почестями на мемориальном кладбище близ Пулковских высот, где он погиб, или захоронить на родине, в Кингисеппском районе. Для этого желательно узнать волю родственников, которые сейчас разыскиваются.

В этом году поисковым объединением «Пулковские высоты» и поисковым отрядом «Высота» обнаружены 17 бойцов, двое из них – буквально на днях, 15 сентября. Имена четырёх героев установлены.

Наталья Александрова
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30