30 ноября 2020 01:18

фото: МДОСС

Четыре круга до отдыха

На прошлой неделе на территории транспортно-пересадочного узла (ТПУ) Новохохловская открылась комната релаксации для локомотивных бригад Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС), обслуживающих Московское центральное кольцо (МЦК). Машинисты и помощники машиниста «Ласточек» смогут провести там дополнительный час отдыха после четырёх полных оборотов по кольцу.
По словам начальника Московской дирекции скоростного сообщения Сергея Пономаренко, за всё время работы МЦК был собран большой объём информации об особенностях режима труда и отдыха на этом маршруте. С одной стороны, «московская кругосветка» – один из передовых полигонов, где внедряются самые смелые инновационные технологии.

С другой – четыре года – достаточный период времени для того, чтобы оценить производственные факторы, оказывающие наибольшее влияние на условия труда и отдыха локомотивных бригад. Одна из главных особенностей – работа на линии в условиях замкнутого кольца.
«Круг за кругом, которые делают машинист и его напарник во время рабочей смены, – это однообразие действий, монотонное повторение окружающей обстановки и ландшафта, что способствует более скорой утомляемости, нежели на других объектах и маршрутах, – рассказал Сергей Пономаренко. – Некоторые из этих факторов мы обсуждали в том числе со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, которые вынесли свои рекомендации относительно длительности непрерывной поездной работы для членов локомотивных бригад Московского кольца. Проект, связанный с организацией комнаты релаксации, по сути, отражает наше желание соответствовать этим рекомендациям».

Помощь в поиске подходящего помещения для комнаты отдыха оказала Московская дирекция пассажирских обустройств. «Коллеги с готовностью откликнулись на нашу просьбу, – продолжает Сергей Пономаренко. – Сначала нам предложили помещение в районе станции Площадь Гагарина. Но мы попросили подобрать другой вариант, поскольку это одна из самых загруженных станций на кольце, что, скорее всего, обернулось бы неудобствами при реализации проекта».

В итоге помещение нашлось на территории ТПУ Новохохловская – комната площадью в 24 «квадрата», но этого достаточно, чтобы разместить в ней локомотивную бригаду и дежурного работника. В помещении есть оборудованные всем необходимым зона для приёма пищи и зона отдыха. Восстановлению эмоционального состояния работников локомотивных бригад способствует наличие в помещении живых растений, картин, аквариума и даже небольшого фонтанчика.

Начальник отдела эксплуатации подвижного состава на МЦК Павел Журавлёв рассказывает, что с самого начала было понятно: организацию дополнительных условий для отдыха локомотивных бригад МДОСС нужно будет увязывать с графиком их работы. Сегодня у машинистов и помощников машиниста на МЦК существует два варианта рабочего графика. Первый: локомотивная бригада может вступать в дневную или ночную смены продолжительностью до 12 часов. За это время машинист и его напарник отрабатывают по пять-шесть кругов по кольцу. Второй: смена продолжительностью 24 часа. В этом случае локомотивная бригада отрабатывает первую часть смены (не более 12 часов), после чего отправляется в пункты оборота локомотивных бригад Братцево, Андроновка или Подмосковная, где отдыхает в течение четырёх часов. Затем их ждёт вторая часть смены, во время которой им предстоит сделать ещё четыре круга по МЦК.

С организацией комнаты релаксации на Новохохловской в производственные графики были внесены коррективы.
«Локомотивная бригада, рабочая смена которой продолжается до 12 часов, после четырёх полных оборотов по кольцу получает возможность часового отдыха в комфортных условиях, – поясняет Павел Журавлёв. – В плюсе оказываются и те машинисты, чья смена продолжается сутки. Кроме того что они получают дополнительный час отдыха в первую половину своей смены, продолжительность второй её части будет составлять у них менее четырёх оборотов за счёт того, что члены другой бригады, отдохнувшей в комнате релаксации, смогут подменять своих коллег на линии».

Как подчёркивают в Московской дирекции скоростного сообщения, пока такой производственный график с возможностью дополнительного часового отдыха в комнате релаксации только эксперимент, в котором задействованы три локомотивные бригады из 250, обслуживающих МЦК.
«Мы следим за его проведением, чтобы дать окончательную оценку. Пока трудно сказать, как долго продлится эксперимент. Но в эффективности нашего проекта в целом сомнений нет, поскольку достойные условия труда и отдыха локомотивных бригад, их психофизиологическое сопровождение напрямую способствуют обеспечению безопасности движения. Чем лучше себя чувствуют машинист и помощник машиниста, тем лучше они работают», – замечает Сергей Пономаренко.

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30