06 декабря 2020 01:52

Моделирование снизит риски

В связи с кризисом, спровоцированным пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), планы развития транспортной инфраструктуры России, утверждённые в 2018 году, подлежат актуализации. Реализация ряда мероприятий Комплексного плана потребует значительного финансирования, в связи с чем принято решение о реализации некоторых проектов не в рамках КПМИ, а в составе Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД».
Михаил Мехедов, заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ) – директор Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
– Михаил Иванович, в августе этого года в ходе заседания экспертного совета ОАО «РЖД» проходило обсуждение новой редакции КПМИ. Расскажите, какие решения были приняты по итогам заседания?
– Планы развития транспортной инфраструктуры страны, утверждённые в 2018 году, сейчас подлежат корректировке для приведения в соответствие с экономической ситуацией. Соответствующее поручение было дано Указом президента РФ от 21 июля этого года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Проект новой редакции Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ) рассматривался во ВНИИЖТе в августе текущего года в рамках работы экспертного совета ОАО «РЖД». В числе основных предложенных изменений можно отметить выделение новых федеральных проектов «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» – строительство ВСМ Санкт-Петербург – Москва, а также «Создание комфортного и доступного железнодорожного пассажирского сообщения» – развитие направления Центр – Юг, Санкт-Петербургского транспортного узла – и новая линия в аэропорт Анапы.
Реализация данных мероприятий имеет в большей степени не экономический, а социальный эффект, но потребует значительного финансирования. В связи с этим принято решение о реализации некоторых проектов развития железнодорожной инфраструктуры не в рамках КПМИ, а в составе Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД». В числе этих проектов значатся «Электрификация участка Ртищево – Кочетовка Юго-Восточной железной дороги», «Развитие направления Пермь – Соликамск», «Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода», развитие участка Артышта – Междуреченск – Тайшет.

– Что, на ваш взгляд, необходимо доработать в КПМИ?
– В качестве дополнительных вопросов к проработке можно выделить два направления.
Первое – дальнейшее наращивание провозной способности для освоения объёмов перевозок 2025 года и далее потребует значительного количества технологических «окон» уже в 2024 году, что также накладывает риски освоения объёмов 2024 года. В качестве дополнительного предложения считаю, что в КПМИ на период до 2024 года дополнительно необходимо уже сейчас учитывать реализацию мероприятий, нацеленных на достижение показателей 2025-го и последующих годов.
Второе – в условиях сокращения финансирования и изменения сроков возникают риски достижения поставленных целей по обеспечению заявляемых объёмов перевозок и выполнению целевых показателей, в том числе качественных.

– Что нужно сделать для снижения рисков достижения поставленных целей?
– Для минимизации таких рисков на прединвестиционной стадии необходимо применять средства имитационного моделирования перевозочного процесса. ВНИИЖТ сегодня ведёт разработку программных комплексов, использующих именно такие подходы к планированию развития сети железных дорог и организации процесса строительства. Целевое задание для таких комплексов будет состоять в вариативном определении максимального прироста провозной способности при изменении сценариев объёмов и финансирования, а также сроков проведения инфраструктурных мероприятий.

Беседовал Вадим Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30