25 ноября 2020 19:21

фото: Олег Трунов

Из артиллериста в машинисты

Ветеран войны Александр Баранов 30 лет из своих 95 отдал железной дороге и до сих пор чувствует себя её частью

Вчера 95-летие отметил участник Великой Отечественной войны Александр Баранов из Тулы. В день рождения ему вручили знак «Почётный ветеран Московской железной дороги».
Александр Баранов – уроженец тульской деревни Банино. Он был пятым ребёнком в семье, глава которой работал в Туле на самоварной фабрике, а мама вела хозяйство. С 1934 по 1938 год Александр учится в Банинской начальной школе. В 1938 году поступает в Плехановскую железнодорожную среднюю школу, в которой окончил семь классов.

Он помнит день 22 июня 1941 года, как почернел лицом отец и заплакала мать, опустившись без сил на стул. На фронт ушли два брата – Иван и Алексей. Иван с войны не вернулся, а Алексей был тяжело ранен.

В июле 1942 года Александр поступает в железнодорожный техникум, из которого в феврале 1943 года и его призывают в Красную армию. Первые шесть месяцев своей военной службы он провёл в учебке.

На фронт Александр Баранов попал в январе 1944 года в возрасте 19 лет. К этому времени домой уже пришла похоронка на брата Ивана, и Александр, попав на передовую, решил мстить за него.

Сегодня в этом 95-летнем человеке уже трудно узнать того бравого молодого артиллериста-зенитчика 75-го гвардейского зенитного артиллерийского полка 12-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. Однако память Александра Григорьевича по-прежнему крепка, и его военными рассказами можно заслушаться.
«Дело было в июле 1944 года, а точнее – 24 июля, – вспоминает Александр Григорьевич. – Наша батарея двигалась в направлении польского города Демблина, что у Вислы. Вдруг с левой стороны от шоссе показались немецкие самолёты. Хорошо, что орудия были уже практически приведены в боевую готовность. Наш командир старший лейтенант Термошесов был опытным и предусмотрительным бойцом. Налёт был отбит, один вражеский самолёт сбит, несколько повреждены, остальные ретировались. На огневые позиции прибыли 25 июля. Только успели окопаться, снова налёт. На этот раз целая эскадрилья «мессеров». Вражеские самолёты бьют по батарее. Открыли ответный огонь, с флангов нас поддерживала полковая зенитная артиллерия. Дуэль длилась часа полтора. Сбили семь самолётов противника, оставшиеся улетели за линию фронта. 26 июля на прочность нашу батарею испытывала уже эскадрилья «фоккеров». Отразили и эту атаку, сбив пять самолётов противника. А 27 июля рано утром, часов в пять-шесть, снова шум моторов, со стороны Вислы заходят для бомбометания три самолёта. Весь огонь сосредоточили на крайнем, подбили. Два других развернулись и ушли за Вислу, а этот не смог перелететь реку и сел на берегу. Приказ командира – проверить, нет ли в самолёте живых. Я вместе с двумя другими бойцами вскакиваю в «студебеккер», через пять минут на месте. В самолёте никого, но вдруг из кустов раздаются выстрелы, открываем ответный огонь. Выстрелы из кустов смолкают, подходим. Один немецкий лётчик убит, другой ранен. Забираем раненого с собой, на батарее его перевязывают и отвозят в штаб полка. Позднее выяснилось, что лётчик дал ценные сведения о боевых порядках противника».

За пленение лётчика Александр Баранов был награждён медалью «За отвагу». После боёв на Висле вместе со своей батареей принимал участие в Висло-Одерской операции. В ходе её от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер – на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели семь укреплённых рубежей противника и две крупные водные преграды.

Войну Александр Баранов закончил в Берлине в звании младшего сержанта.

Александр Баранов прослужил в армии шесть лет и два месяца. Демобилизовался только в 1949 году и два года проработал в Туле пожарным. С 1951 по 1954 год учится в Тульской трёхгодичной школе машинистов паровоза. В первый же год учёбы встретил свою любовь Валентину, которая подарила ему трёх дочерей – Галину, Татьяну и Елену. С 1954 по 1959 год Александр Григорьевич работает машинистом паровоза на Тульском комбайновом заводе. С 1959 по 1962 год он – машинист паровоза на известковом заводе в Ленинском районе Тулы.

На Московскую дорогу он пришёл в 1962-м, поступив в апреле на работу в Тульское локомотивное депо машинистом паровоза. И уже больше не помышлял о смене работы. «Ни минуты с тех пор не пожалел, что стал железнодорожником – и работа интересная, и коллектив отличный, и зарплата достойная. Чего ещё было желать», – замечает Александр Григорьевич.

В 1968-м он пересаживается на тепловоз и вплоть до выхода на пенсию в 1991 году работает на станции Плеханово старшим машинистом тепловоза. За добросовестный труд на железнодорожном транспорте он награждён медалью «За доблестный труд» и значком «100 лет железнодорожного транспорта».

После выхода на заслуженный отдых Александр Григорьевич не порывает связи с родным коллективом: до сих пор, невзирая на почтенный возраст, работает в Совете ветеранов, передаёт свой богатый жизненный опыт молодым. В день юбилея к нему нагрянули гости – заместитель главного ревизора МЖД по Тульскому региону Игорь Волохов, заместитель председателя дорпрофжела на МЖД – председатель РОП Алексей Соколов, председатель Совета ветеранов Тульского региона Леонид Петрошенко и заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Артём Пивоварчик. Вручив юбиляру ещё один знак отличия – «Почётный ветеран Московской железной дороги», они поздравили его от имени руководства МЖД, дорожной профсоюзной организации, всех столичных железнодорожников, пожелав здоровья и благополучия.

Андрей Городнов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30