25 ноября 2020 22:44

фото: Семейный Архив Мурашевых

Две медали одной семьи

В историю строительства Байкало-Амурской магистрали вписаны имена людей, которые прошли Великую Отечественную войну. Один из них – Леонид Мурашев, служивший в Управлении МВД СССР на Бамстрое.
Вдова ветерана войны Любовь Павловна показывает многочисленные награды супруга, в числе которых орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Японией», и рассказывает о его фронтовом пути и послевоенной жизни.

Леонида Мурашева призвали в армию в январе 1944 года, когда ему исполнилось 18 лет. С 9 августа по 3 сентября 1945 года он в составе 396-й стрелковой дивизии участвовал в Маньчжурской наступательной операции против японских войск. Боевой путь 396-й дивизии – это 375 км по дорогам Малого Хингана. За успешные боевые действия дивизии присвоено звание Хинганская.

Любовь Павловна уже 20 лет живёт одна в квартире, которую Мурашевы получили в далёком 1976 году. Новоселье Леонид и Любовь отметили одними из первых в Тынде, которую тогда только что назвали столицей БАМа. Большой ковёр, который тогда купили новосёлы, до сих пор украшает стену гостиной.
«Мы с Лёней познакомились в деревне Некрасовка в Белогорском районе Амурской области. Я работала там телефонисткой на почте, а он – высокий, статный мужчина, старше меня на 10 лет – был председателем комитета райисполкома по делам физической культуры и спорта, – рассказывает Любовь Мурашева. – Расписались мы в январе 1955 года».

С 1958 по 1980 год Леонид Мурашев служил в Управлении МВД СССР на Бамстрое, расследовал дела, связанные с хищением грузов на строящемся БАМе. Его заслуги отмечены медалью «За строительство БАМа». Выйдя на пенсию, занимался общественной работой, возглавлял городской Совет ветеранов войны.

К моменту переезда в Тынду Любовь Мурашева успела получить опыт работы в пассажирском хозяйстве на станции Сковородино. Ответственную молодую женщину пригласили в будущую столицу БАМа на должность первого билетного кассира.
«Муж в это время работал в Ушумуне, а в Тынде стройка только начиналась, – вспоминает Любовь Павловна. – Я «выбила» себе вагончик в ОВЭ – отделе временной эксплуатации, в одной его половине жила с дочерью, а во второй работала. Графика работы не было: людям требовались билеты в любое время дня и ночи, пунктами отправления были станции Большой Невер и Сковородино. Билеты выписывали вручную, из-за мозолей на пальцах было больно держать ручку. В здание деревянного тындинского вокзала мы переехали в 1977 году. А годом ранее, к приезду Лёни, нам дали квартиру от главка в первой девятиэтажке Тынды. Адрес тогда был: Красная Пресня, 1Б, сейчас это улица Московских Строителей».

В 1983 году Любовь Мурашева перешла работать инженером в Управление Байкало-Амурской железной дороги, с этой должности и вышла на пенсию в 1994 году. Свою медаль «За строительство БАМа» она хранит рядом с наградами покойного супруга.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30