25 ноября 2020 22:33

Арктический драйвер

Тамара Сафонова, генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора»

Новая магистраль необходима для обеспечения топливом труднодоступных регионов, загрузки Северного морского пути и снижения стоимости топлива.


Замена.jpg

Развитие нефтедобычи в Арктике имеет ключевое значение как для поддержки общероссийского уровня в перспективе, так и загрузки Северного широтного хода. В то же время налоговые субсидии, заложенные в проект развития СШХ, станут драйвером развития Арктики.

Интересно, что, казалось бы, новые проекты – на самом деле не реализованные ещё в советское время. Так, проект «Северный широтный ход» задумывался ещё в 1928 году и назывался он «Великий Северный железнодорожный путь». В 1947 году планировалось построить порт на мысе Каменном полуострова Ямал и «провести» туда железную дорогу от Печорской магистрали. Однако позднее выяснилось, что акватория порта слишком мелководна для океанских судов, а искусственно углубить гавань не представлялось возможным из-за природных особенностей дна.

Но развитие Арктической зоны, богатой запасами углеводородов, будоражит умы учёных и инвесторов, поэтому сегодня к данному проекту вернулись.

Загрузить новую железную дорогу можно нефтяным сырьём, нефтепродуктами и сжиженным газом, однако с большой долей вероятности при выборе комплекса доставки грузов приоритетность будет иметь выбор трубопроводов до морских терминалов. Например, проект «Восток Ойл» предусматривает поэтапный рост добычи нефти в 2024 году – 25 млн тонн, в 2027 году – 50 млн тонн, в 2030-м – 115 млн тонн. Создаваемая инфраструктура проекта будет включать 2 тыс. км магистральных трубопроводов, около 7 тыс. км межпромысловых трубопроводов, парки для подготовки и хранения нефти, предполагается заказ около 50 судов ледового класса для организации работы в порту и вывоза сырья по Северному морскому пути.

Сжиженный природный газ (СПГ) – это дополнительный драйвер развития Арктики. Несмотря на то что мощности по сжижению газа в настоящее время уже становятся избыточными, малотоннажный СПГ окажет позитивное влияние на газификацию труднодоступных районов. До начала потребительского кризиса, спровоцированного распространением новой коронавирусной инфекции, СПГ-проекты являлись одними из самых востребованных инвестиционных вложений в мире. В то же время потенциал реализованных проектов в период пандемии используется не в полном объёме.

Снижение потребности в СПГ, повышенные ставки фрахта, переполненные хранилища, конкуренция со стороны трубопроводных поставок – все эти факторы приводят к сокращению производства и поставок сжиженного природного газа. В то же время у российского трубопроводного голубого топлива в перспективе есть очень хороший «запас прочности» в конкурентной борьбе против альтернативных поставок СПГ.

Проекты НОВАТЭКа на Ямале, объекты «Сахалин Энерджи» на Дальнем Востоке, завод СПГ «Криогаз-Высоцк» в Ленинградской области, освоение Северного морского пути в Арктике – всё это даёт России преимущества в части диверсификации поставок, а странам Евросоюза – в части расширения возможности выбора экономически выгодных сделок.

Если в 2021–2022 годах начнётся постепенное восстановление экономик большинства стран, многие СПГ-проекты, конечно, будут возрождать. Но, учитывая, что коронавирус нанёс серьёзный удар по сознанию людей, роста потребностей до докризисного уровня будет добиться сложно. Это значит, что работающие СПГ-проекты в связке с газопроводами могут в ближайшей перспективе покрывать потребности в мире, а новые проекты, такие как СШХ, будут необходимы для обеспечения топливом труднодоступных регионов, загрузки Северного морского пути, снижения стоимости топлива.

Развитие Северного широтного пути уже находится в активной стадии реализации, и разделение функционала между крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями, ОАО «РЖД» и администрацией округов позволит обеспечить эффективную реализацию проектов, призванных стать драйвером развития Арктики.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30