25 ноября 2020 22:26

Нам важен опыт на первой железнодорожной концессии

В ближайшее время начнётся строительство Северного широтного хода (СШХ), первой в стране крупной стройки, реализуемой на условиях концессии. Банковское сопровождение проекта ведёт одна из структур холдинга ОАО «РЖД» – Абсолют Банк. Об особенностях проекта «Гудку» рассказал заместитель председателя правления Абсолют Банка Аслан Шогенов.
– Почему Абсолют Банк решил участвовать в проекте строительства Северного широтного хода?
– В российской железнодорожной практике это первый опыт строительства на условиях концессии. И мы, конечно же, приняли участие в СШХ, поскольку специализируемся на комплексном сопровождении инфраструктурных строительных контрактов такого уровня. В этом проекте Абсолют Банк участвует с 2018 года, и до этого у нас уже были очень хорошие наработки по отслеживанию и контролю целевого расходования государственных средств. Абсолют Банк входит в периметр холдинга «РЖД» и работает в рамках инвестиционной программы компании. До 90% всех авансовых платежей по строительным контактам идут через наш банк, а это десятки миллиардов рублей.
В нашем активе работа с государственными средствами, выделенными в том числе на проекты в Азово-Черноморском бассейне, на Восточном полигоне РЖД. Сейчас мы также сопровождаем строительство порта Суходол в Приморском крае. В прошлом году наша команда успешно завершила финансирование и банковское сопровождение строительства железнодорожных подходов и самого длинного в России транспортного перехода.

– То есть ваше участие было практически обязательным в качестве одной из структур холдинга?
– Не совсем так. Есть и другие крупные государственные финансовые институты, которые хотят участвовать в сопровождении этой концессии. Но нас объективно выделяет определённое преимущество – мы работаем с опережением и чаще можем предвидеть, что необходимо государственному заказчику от проекта, поскольку нам в этом помогают и большой опыт совместной деятельности с РЖД, и тесная работа с государственными структурами. У нас есть кредит доверия: с нами советуются, нас приглашают к обсуждению проектов и нестандартных решений по их финансированию. В концессии СШХ Абсолют Банк ведёт банковское сопровождение не только проектно-изыскательных работ по объекту, но и сопровождает капитальный грант Федерального агентства железнодорожного транспорта. Это пока первый грант в размере 400 млн руб.

– Какие ваши компетенции востребованы в данном случае?
– Мы даём возможность оперативно проводить расчёты и обеспечиваем прозрачный контроль. Банк разработал и постоянно совершенствует технологию банковского сопровождения контрактов.
Причём мы к этому подходим гибко. Несмотря на то, что основные требования договоров банковского сопровождения согласовываются под конкретного заказчика, контроль за расходованием денежных средств осуществляется в кратчайшие сроки и без потери качества сопровождения. В этом нам помогает автоматизация ряда технологических процессов.
Задача стоит неординарная: с одной стороны, сделать так, чтобы каждая копейка государственных денег ушла по целевому назначению, а с другой – такой контроль не должен мешать подрядчику работать, обременять его излишней отчётностью. Хотя всем известно – ситуации в строительстве бывают самые разные.
Важно понимать – для нас это не разовые проекты. Мы давно специализируемся на предоставлении финансовых услуг компаниям транспортной отрасли. В Абсолют Банке разработаны специальные продукты для операторов с железнодорожным подвижным составом и логистических компаний, предоставляем провозные гарантии и кредиты на оплату железнодорожных тарифов.
Провозные гарантии востребованы при перевозках грузов в экспортном, импортном, внутригосударственном сообщении для упрощения организации расчётов и оплаты услуг в пользу ОАО «РЖД». Клиенты должны за перевозку осуществить предоплату в размере 100%. Но при условии предоставления банковской гарантии компания получает отсрочку оплаты провозных платежей. Максимальная сумма провозной банковской гарантии – 500 млн руб., период действия 90 дней.
Для строителей транспортной инфраструктуры с нашей стороны предусмотрено полное сопровождение контракта от выдачи гарантии для участия в конкурсе, гарантии исполнения, возврата аванса и заканчивая финансированием. Не меньше востребованы факторинг и лизинг, кроме того, реализуем специальные программы для сотрудников компаний транспортной отрасли. Поэтому работа в таком крупном и перспективном проекте, как СШХ, для нас не только логична, но и перспективна.

– Как вы оцениваете финансовую модель СШХ?
– Мы её внимательно проанализировали, потому что наш банк взял на себя обязательство сопровождать счета, предоставил под это гарантию финансового закрытия. Уже сейчас в проекте банк сопровождает счета общей суммой порядка двух миллиардов рублей. Финансовую модель СШХ оцениваем как весьма устойчивую и сбалансированную. Этот стратегический проект на сегодняшний день уже набрал достаточно хорошие темпы.

– А что для банка может дать работа в этом концессионном проекте?
– Наши деньги и технологии должны работать в правильном направлении, помогать развивать экономику, в том числе и в техническом отношении. В целом, если концессия и строительство пойдут успешно, это значит, что мы движемся в правильном направлении. В первую очередь здесь очевидные плюсы надо искать не столько в финансовой выгоде, сколько в уникальном опыте, который мы сможем в дальнейшем масштабировать на другие федеральные проекты в стране. Наконец от успеха концессии напрямую зависит наша репутация, а в финансовой сфере это очень важный актив. И мы уверены, что Северный широтный ход даст новый импульс развитию экономики.

– Вы уже видите другие проекты, где можно было бы применить опыт, который банк получит на строительстве Северного широтного хода?
– Это может быть строительство железной дороги Кызыл – Курагино, где банк также принимает участие. Протяжённость новой однопутной линии здесь составит 410 км. Работы будут вестись в гористой местности, что потребует прокладки 8 тоннелей общей длиной 11 км, возведения 127 мостов протяжённостью около 16 км. Технически это сложное строительство, но, помимо экономического, у него есть и важное социальное значение – подключить к железнодорожной сети новый регион.
Кроме того, это вполне может быть проект строительства железной дороги Бованенково – порт Сабетта, так называемый СШХ-2. Этот проект тесно смыкается с СШХ-1. Он предполагал строительство и эксплуатацию железнодорожной линии – продолжения Северного широтного хода. Реализация проекта позволит сделать СШХ-2 самой северной железной дорогой в России, а Сабетту – самым восточным портом Северного морского пути с подведённой железной дорогой.
Возможно применение концессии и при строительстве морского порта Лавна в Мурманской области. Это также стратегический проект, и он включён в госпрограмму «Развитие транспортной системы России», Стратегию развития железнодорожного транспорта, Транспортную стратегию России и в Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры. Там будут действовать угольные, нефтеналивные терминалы, сортировочный узел. Новый порт обеспечит увеличение экспорта сырья для российских компаний и решит важную социальную задачу – оздоровит экологическую обстановку в Мурманске.

Пётр Каменев
Партнёрский материал


Справка о банке
АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) – один из крупнейших федеральных банков, топ-35 по размеру активов с фокусом на высокотехнологичное развитие в приоритетных направлениях бизнеса. Банк специализируется на работе в сегментах финансового рынка с высоким уровнем экспертизы и уникальными ИТ-решениями: в рознице – на ипотеке, автокредитовании, а также на МСБ в цифровом формате, в корпоративном бизнесе – на системном обслуживании компаний холдинга «РЖД» и предприятий транспортной отрасли , в private banking – на комплексных решениях и высоком уровне сервиса.
Основной акционер – структуры негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние».
В 25 регионах России работают около 60 офисов банка, в 14 городах действуют премиальные офисы Абсолют Банка для обслуживания VIP-клиентов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30