25 ноября 2020 22:43

фото: Архив / ИД «Гудок»

Русское чудо

140 лет назад русские инженеры спроектировали и построили самый длинный мост в Европе

Движение поездов по железнодорожному мосту через Волгу близ Сызрани было торжественно открыто 140 лет назад – 30 августа 1880 года – и приурочено к 25-летию царствования императора Александра II. Первые 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяжённости в мире.
Об открытии Александровского моста (в советское время – Сызранского) писали не только российские, но и европейские газеты, сравнивая его по масштабу и с постройкой Суэцкого канала, и даже с открытием Америки. «Гордость российского строительного искусства», «Русское чудо» – зарубежная пресса не скупилась на громкие заголовки. И действительно, монументальное сооружение, соединившее Центральную Россию с Уралом, Сибирью и Азией, возводили с применением передовых методов, надолго опередивших своё время. Александр II лично курировал строительство, и волей императора здесь сконцентрировались лучшие инженерные умы и лучшие ресурсы государства.
«Это же стоит, как Сызранский мост» – это выражение стало привычным в речи и местных жителей. Ресурсов на строительство объекта, призванного существенно расширить горизонты экономики, не жалели. Из Финляндии на берега Волги было доставлено 340 тыс. пудов финского гранита. На покрытие мостовых ледорезов шли выборгский гранит и валуны с реки Шексны. Из Риги по железной дороге доставили миллион пудов цемента и свыше 140 тыс. пудов железа для кессонов. По спецзаказу правительства с металлургических заводов Бельгии по морю и по рекам привезли металлические проёмы моста. Бутовый камень для быков брали с Жигулёвских гор, как и более 10 млн пудов известняка.

Автор проекта – выдающийся русский инженер профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский – был очень разборчив в выборе материалов для строительства. В результате своих исследований он создал большую коллекцию каменных материалов со всей страны и описал их механические свойства. Профессор Белелюбский на практике доказал отличные свойства жигулёвского цемента – до этого в России предпочитали использовать английский. Впервые в Европе он применил в конструкции моста литое железо, и эту технологию переняли во многих странах.

Расчёты, планы и проекты Белелюбского воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой конструкций моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. Возведением мостовых опор руководили инженеры Рейнер и Кнорре. На грандиозной стройке было задействовано 2,5 тыс. рабочих и около сотни инженеров. Использовались три парохода и 73 баржи. Для строителей поблизости были возведены жилые дома, бани, больницы, конторы, мастерские, склады.

Ныне Александровский мост предстаёт перед нами в далёком от первоначального варианта виде. В 1949 году принято решение о строительстве второго пути, который открыли в 1957-м. На ледорезах старого моста укрепили дополнительные опоры, заменили все металлические пролёты. Но опоры моста сохранились и выдержали испытание не только временем, но и чрезвычайной ситуацией: в год столетия сооружения, 6 декабря 1980 года, гружёный бензином танкер «Волгонефть-268» на полном ходу врезался в его седьмую опору. Носовую часть судна от удара разворотило, а у опоры оказались повреждены лишь облицовочные камни. Обследовавшие её водолазы не обнаружили трещин и нарушения связи между облицовочными камнями.

Павел Арютин
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30