29 ноября 2020 04:17

Топливо проверят на стендах

Иван Андрончев, ректор Самарского государственного университета путей сообщения

– Иван Константинович, в новом учебном году в вузе открылась межотраслевая лаборатория по изучению альтернативных источников топлива. В чём её значение для университета?
– Новая лаборатория называется «Газомоторное и водородное топливо» и предназначается для подготовки научных кадров и для проведения аспирантами и докторантами исследований по газомоторной тематике и водородной энергетике. Водородная повестка сегодня особенно актуальна для нашей страны. Транспортное машиностроение развивается, появляются новые виды подвижного состава, в том числе работающие на смешанных видах топлива. Наши молодые исследователи должны обладать компетенциями в области применения газа и водорода в локомотивах будущего. Поэтому было принято решение открыть на базе факультета «Подвижной состав и путевые машины» инновационную лабораторию.
В ней установлено автономное газовое оборудование для подачи в дизельный двигатель, а также стенд для проведения испытаний с водородом и две экспериментальные установки для проведения исследований по смешению газа и дизельного топлива. Это среднеразмерный дизельный двигатель объёмом 5 литров и мобильный дизельный двигатель объёмом 1,4 литра с турбонаддувом. Установки оснащены современной системой электронного управления и контроля параметров работы двигателя по газодизельному циклу. Кроме того, в лаборатории имеется экспериментальная модель по конверсии природного газа, которая может быть адаптирована к применению на железнодорожном транспорте для генерации на двигателе локомотива метано-водородной смеси.

– Кто участвовал в создании лаборатории?
– Лаборатория создана по индивидуальному проекту при поддержке партнёра вуза ООО «Газпром трансгаз Самара». Она оснащена системами пожаротушения и контроля загазованности и отвечает всем требованиям безопасности. Системы электронного управления и контроля параметров работы дизеля разработаны АО «Дизельавтоматика» (Саратов). В новой лаборатории будут также проводиться совместные исследования с ведущими вузами Самарской области в рамках консорциума Научно-образовательного центра Самарской области «Инженерия будущего». Наш партнёр – Самарский государственный технический университет – также заинтересован в результатах исследований и подготовке научных кадров для различных отраслей промышленности.

– Кому будут интересны результаты исследований?
– Результаты исследований будут полезны прежде всего для железнодорожной отрасли и транспортного машиностроения. К основным преимуществам газомоторной техники относится экологичность (снижение выбросов в атмосферу), а также сохранение мощности двигателя при снижении расхода дизельного топлива. Экономичность и безопасность работы газомоторной техники сегодня актуальны, поэтому научные разработки в этой области могут применяться на автомобильном, речном и воздушном транспорте.

Беседовал
Дмитрий Попов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30