30 ноября 2020 01:58

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

На всякий нештатный случай

В Московской дирекции скоростного сообщения стартовал конкурс «Лучший в аварийных ситуациях». Первые 14 локомотивных бригад, обслуживающих «Ласточки», соревновались в конце прошлой недели в парке экипировки Андроновка. Предполагается, что в конкурсе, итоги которого будут подведены в конце года, примут участие все машинисты и помощники машинистов, работающие в скоростном движении на МЖД.
Подобный конкурс организован на магистрали впервые. Как рассказал корреспонденту «Московского железнодорожника» начальник Московской дирекции скоростного сообщения Сергей Пономаренко, его проведение во многом объясняется сегодняшними требованиями к машинистам и помощникам машиниста скоростного движения.
«При высоких скоростях и достаточно коротких интервалах движения на Московском центральном кольце и радиальных направлениях локомотивным бригадам необходимы не только знания того, как устроены и функционируют основные системы поезда, но и отработанные до автоматизма навыки действий при возможном возникновении нестандартных ситуаций, – говорит Сергей Пономаренко. – На различных конкурсах профессионального мастерства работники дирекции не единожды оказывались в числе победителей. Но для участия в них всегда отбирались лучшие. Итоги нынешнего конкурса дадут наглядную картину того, насколько профессионально готовы проявить себя в нестандартных ситуациях все без исключения локомотивные бригады дирекции».

Первыми в спор за звание «Лучший в аварийных ситуациях» вступили члены 14 локомотивных бригад, собравшиеся в парке экипировки на станции Андроновка. Конкурс начался с теоретической части. Жёсткие временные рамки были установлены для тестирования: для ответов на 20 вопросов конкурсантам дали лишь 10 минут. Уложились не все. Некоторые попеняли на то, что времени для прохождения тестовых заданий было недостаточно. На что экзаменатор, в роли которого выступал машинист – инструктор депо Подмосковная Сергей Каримов, ответил: «Никто не сомневается, что за большее время каждый имел бы больше шансов справиться с заданием. Но мы проверяем не только уровень знаний, но и реакцию».

В итоге диапазон результатов тестирования оказался велик, а лучшими стали машинист Евгений Иващенко, помощник машиниста Виталий Таран, вторая локомотивная бригада в составе машиниста Александра Шанина и помощника машиниста Павла Аникина.

Максимально приближены к «полевым» условиям оказались следующие этапы конкурса: практическое выполнение заданий на тренажёре, а затем и на горячем электропоезде. С использованием тренажёров организаторы решили проверить, насколько квалифицированно конкурсанты могут задействовать в производственном процессе имеющийся в распоряжении локомотивных бригад интерфейс «человек – машина», который служит как для управления и наблюдения за электропоездом, так и для его диагностики.
«В состав таких устройств входят мониторы, – поясняет суть задания Сергей Каримов. – С их помощью машинисты могут ориентироваться по неисправностям в кабине поезда. Здесь важно и то, насколько быстро машинист способен определить неисправность, и то, как своевременно она будет устранена помощником машиниста. Поэтому особое значение имеет координация действий между членами локомотивной бригады».

При выполнении задания на тренажёрах вновь на высоте оказались локомотивные бригады Евгения Иващенко и Александра Шанина.

В итоге после прохождения первых двух этапов они по полученным баллам намного оторвались от остальных участников конкурса. Оставалось пройти заключительную стадию соревнований.

На этом этапе конкурсантам очень пригодились ранее полученные и усвоенные знания по устранению неисправности на автосцепке. Многим и за годы поездок не приходилось на практике сталкиваться, например, с разбором головки автосцепки. «Хорошо, если и впредь не придётся, – комментируют организаторы конкурса последнее задание. – Но уметь должны все».

Задание по навешиванию адаптера автосцепки СА-3 локомотивная бригада Евгения Иващенко выполнила так, что залюбуешься. Играючи и даже артистично. Пока рекордным временем, потраченным на данную операцию, признаны 5 минут 1 секунда. А локомотивной бригаде Александра Шанина выпало задание подготовить поезд в холодное состояние. На весь процесс ребята затратили 19 минут при существующем сегодня нормативе 36 минут.

Эти две бригады и стали победителями конкурса в первой группе участников.

По словам Сергея Пономаренко, в целом первые конкурсанты показали неплохие знания, продемонстрировали творческий подход к делу, особый упор при этом делался на то, чтобы не только еще раз закрепить, но и вывести на еще более качественный, профессиональный уровень работу локомотивных бригад в возможном нештатном режиме.

Сегодня в том же парке экипировки на станции Андроновка свои профессиональные навыки продемонстрирует следующая группа участников конкурса. Всего в Московской дирекции скоростного сообщения работают 330 локомотивных бригад.

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30