06 декабря 2020 01:26

Записки пассажира

Я езжу в поездах по железной дороге с первого года жизни. Из всех видов транспорта я больше всего люблю железнодорожный. Может быть, потому, что дремлет где-то внутри меня ген моего дедушки Василия Кулясова, который в своё время был начальником станции Урюм Забайкальской железной дороги, или бабушки Пелагеи Кулясовой, которая в годы войны работала оператором парового молота в локомотивном депо станции Шилка.
Татьяна Ветрова с подопечными на перроне вокзала в Перми в одной из своих поездок
По железной дороге я проехала около полумиллиона километров. Сколько всего интересного было у меня в пути длиною более чем в полвека, сколько людей, событий, случаев… Меня можно назвать профессиональным пассажиром. И я бы хотела рассказать о двух кардинально противоположных впечатлениях о проводниках, потому что для пассажира эта железнодорожная профессия представляет особый интерес.

В 2017 году мы с детской театральной группой ездили в Абхазию. Из наших северных краёв добраться до Черноморского побережья довольно сложно, а уж тем более с группой детей в разгар жаркого лета. Особенно при высадке ажиотаж нешуточный. Надо, чтобы дети ничего не забыли, всё сложили правильно, не потерялись, не поссорились, не травмировались. Вот в этой суете упала у меня папка с документами на пол. Документы рассыпались. В спешке я собрала их с коврика купе, и мы выгрузились на платформу. В запасе у нас было около трёх часов, поэтому мы с детьми с интересом стали изучать Олимпийский вокзал Адлера… Часа через полтора у меня в сумке зазвонил телефон. Меня это очень удивило, потому что дело было ранним утром, дома в это время ночь. Номер оказался незнакомым. Я решила всё же ответить. В трубке женский голос поинтересовался моей фамилией, именем и отчеством. Я удивилась ещё больше и спросила, в чём дело. И тут выяснилось, что мой паспорт остался в вагоне. Проводники, проводя уборку вагона, обнаружили его на коврике купе, посмотрели номер телефона, оставленный в книге жалоб и предложений, и позвонили мне. Я тут же отправилась за документами, и улыбающаяся проводница вручила мне паспорт, наотрез отказавшись даже от шоколадки. И до сих пор я испытываю огромное чувство благодарности к проводницам. Этот пример всегда находится у меня в арсенале добрых, правильных примеров качественной и ответственной работы наших железнодорожников. И мне неловко от того, что в круговерти жизни я так запоздала с благодарностью. Но ведь лучше поздно, чем никогда. А доброе слово не опаздывает. Оно всегда вовремя.

В феврале 2019 года со мной случилась иная ситуация. Я с двумя детьми ехала на вотчину Деда Мороза на международный фестиваль «Будущее планеты». Мы сели в в купейный вагон поезда № 310 на станции Киров. Наш путь лежал до станции Котлас-Южный. Ехать всего полсуток, уложила детей и попросила проводника разбудить нас за час до Котласа, потому что на станции нас будут встречать.

За час до станции я проснулась сама. Умывшись, я разбудила детей и пошла за чаем. Проводник, положив голову на скрещенные руки, спокойно дремал на рабочем месте.

На мой вопрос, почему он не разбудил меня вовремя, он спокойно ответил, что в Котласе поезд стоит долго и время выйти есть всегда. И даже не извинился за своё упущение. Ничего не оставалось, как махнуть рукой и идти собирать детей к выходу.

Когда новогодняя сказка закончилась, нас ждало возвращение домой на поезде № 311 маршрутом Воркута – Новороссийск. Продуктами запастись не успели, и оказалось, что вагона-ресторана в составе не имеется.

Мне стало по-человечески обидно за этих проводников, работающих в древних вагонах, от которых просто веет безнадёжностью. Труд превращается в рутину, в работу не на благо пассажира. Мы вышли в Кирове. Сели на свой бамовский поезд и вздохнули с облегчением, когда в купе вошла проводница и поприветствовала нас, перечислив все услуги, которые оказывают проводники, включая доставку горячего завтрака в купе. До дома оставалось трое суток дороги. Но здесь мы были уже дома.

Два случая. Условия поездок были примерно равные. А вот ощущение и воспоминания кардинально противоположные. В первом – искренняя благодарность и добрая память. Во-втором – грустное сожаление и желание не вспоминать. А хотелось бы просто, по-человечески гордиться нашими железными дорогами на всём их протяжении. Вне зависимости от удаления от столиц.

Татьяна Ветрова,
член Союза писателей России,
методист Музея истории Северобайкальского региона ВСЖД
Северобайкальск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30