06 декабря 2020 01:24

фото: Личный архив Анатолия Галичина

Всегда на связи

Ветеран ВСЖД всю жизнь посвятил радиотехнике

Страсть к радиотехнике и превосходное знание устройств связи помогли Анатолию Галичину снискать уважение боевых товарищей. В свои 97 лет ветеран продолжает заниматься радио-делом.
В свои 97 лет Анатолий Галичин постоянно интересуется новостями современной связи
С юношеских лет Анатолий Дмитриевич увлекался радиотехникой. Он внимательно читал заметки о ней, которые попадались в газете «Пионерская правда», изучал схемы устройств и вскоре научился изготавливать самодельные приёмники. Когда пришло время выбирать профессию, у него уже были первоначальные навыки в области радиосвязи. Анатолий устроился на железную дорогу во 2-ю дистанцию сигнализации и связи на станции Нижнеудинск, которая в то время обслуживала устройства стационарной связи на участке Тулун – Зима.

Через год началась война. Анатолию Галичину исполнилось 19 лет. Его вместе с другими ребятами отправили в Москву восстанавливать железнодорожное оборудование.

До Москвы эксплуатационно-восстановительный поезд № 5 ехал три месяца.
«Везли в столицу долго. В феврале 1942-го поезд отправился в Москву, а прибыли мы только в мае. Железная дорога была перегружена, постоянно шли военные эшелоны, которые мы пропускали. Когда наконец добрались до места, все ребята были сильно истощены от голода и, выходя из вагонов, просто падали. В пути нас практически не кормили, вся еда шла солдатам, а мы не считались военными. Восстановительный поезд встретил министр путей сообщения Лазарь Каганович, увидев наше состояние, он только махнул рукой и дал указание, чтобы мы не приступали к работам до тех пор, пока не восстановимся», – рассказывает Анатолий Дмитриевич.

Спустя примерно месяц Анатолия отправили восстанавливать связь на участок Тула – Калуга. Там он работал полгода. Когда связь была налажена, молодых ребят отправили на фронт.
«Я попал во Владимир, где примерно месяц нас обучали военному делу, готовили связистов. Мне повезло. Я уже знал азбуку Морзе и умел пользоваться телеграфным ключом для передачи зашифрованной информации, поэтому из ребят оказался самым грамотным», – делится ветеран.

Вместе со своей рацией Анатолий прошёл всю Украину, Венгрию, Румынию, Чехословакию и Австрию. Тысячи часов провёл с бойцами на передовой, обеспечивая связь командования стрелкового полка с другими подразделениями. О том времени сегодня ему напоминают полученные в боях ранения.
«Помню, как сегодня, 1 января 1943 года. Мы вступили в бой с врагом в районе Старого Оскола. Дали команду окопаться. С моим напарником Александром Грабарём стали сооружать окоп. И только мы его отрыли – налетели немецкие самолёты и стали бомбить. Один из снарядов угодил прямо к нам в траншею. Всё разметало в разные стороны. Очнулся я – ничего не слышу. Кровь из ушей. У напарника тоже. Закончился авианалёт, мы схватили радиостанцию, а она весила 20 килограммов, на плечи – и в госпиталь», – вспоминает Анатолий Дмитриевич.

Опираясь друг на друга, они вышли на санитаров. «Нас перевязали, отвели в место, где можно прилечь. И снова знакомый гул, и снова бомбёжка. Как остались мы в этом аду живы, не понимаю. Внутри меня всё кипело: боль перемешалась со злостью. Мы с напарником, несмотря на ранения, разыскали свой полк, с которым в тот же день пошли в наступление», – говорит ветеран.

Рассказал Анатолий Дмитриевич ещё случай о взаимовыручке боевых товарищей.
«Наш полк участвовал в форсировании Днепра. Дождавшись, когда сядет солнце, отчалили от берега. В лодке пятнадцать пехотинцев, я и мой напарник. При нас винтовки, радиостанция с питанием. Тишина такая, что слышно, как на противоположном берегу плещется волна. Но немцы начеку. Взвивается ракета – и тут же мы попадаем под огонь. Лодка получает пробоину и начинает тонуть, а я плавать не умею… Хорошо, что наши солдаты пришли на выручку. Не бросили, помогли из реки выкарабкаться», – вспоминает Анатолий Галичин.

После демобилизации из армии он остался верен своей специальности. Получил приглашение на работу в свою же дистанцию старшим электромехаником на станции Куйтун, в бригаду, обслуживающую участок от Зимы до Тулуна. Проработал на железной дороге 43 года.

О том, что Анатолий Дмитриевич хорошо разбирался в схемах устройств связи, знали все жители Куйтуна. Он же возвёл первую в этом населённом пункте антенну высотой 30 метров, позволившую принимать дальние сигналы телеретрансляторов для работы телевизора.

В свои 97 лет Анатолий Галичин постоянно интересуется новостями современной связи в специализированных печатных изданиях и активно продолжает практиковать радиодело.

Ольга Грекова,
специалист по информационной
работе дорпрофжела на Восточно-
Сибирской железной дороге

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30