30 ноября 2020 01:38

фото: Архив Московского управления ВОСО

Дороги войны

Рассекречены материалы архивов периода с 1928 по 1946 год

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне рассекречены документы, которые составляли охраняемую законом государственную тайну и были доступны только узкому кругу лиц. Они свидетельствуют о значимом вкладе, который внесли железнодорожники в дело Победы.
Мобилизационный план

«В ходе работы с архивными секретными документами на предмет их возможного рассекречивания наше внимание привлёк отчёт об отмобилизовании железных дорог Советского Союза (по мобплану 1941 года), хранившийся под грифом «Совершенно секретно». Он содержит все основные приказы, директивы, указания, доклады и другие важные документы за период с 1928 по 1946 год и аналитические выводы. Во взаимодействии с Минтрансом России мы провели экспертизу, и по её результатам решением генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Белозёрова Олега Валентиновича упомянутый документ был рассекречен», – сообщил заместитель генерального директора РЖД Николай Федосеев на селекторном совещании 31 июля текущего года.

Рассекреченные документы существенно уточняют (и усложняют) сложившееся представление о первом – и самом тяжёлом – периоде войны и по-новому показывают деятельность Народного комиссариата путей сообщения и претворение в жизнь важнейших решений, связанных с мобилизационными планами. По словам Николая Федосеева, они «содержат очень много фактического, в значительной степени специфического материала... красноречиво отражают условия и характер работы наших коллег в то сложное время».

Впервые для широкой научной общественности стал доступен собственно приказ о мобилизации железнодорожного транспорта: «На военные рельсы железные дороги встали согласно приказу Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) «О введении воинского графика и обеспечении воинских перевозок».

Соответствующее телеграфное указание на отмобилизование передано на дороги 22 июня 1941 года в 16 часов 47 минут. Хотя для ряда дорог, таких как Октябрьская, Сталинская, Кишинёвская, Одесская, Львовская, необходимость начала этой работы стала явной уже в пять часов утра – с момента информирования военными округами о начале боевых действий. На основании указанной телеграммы приступили к мобилизации 45 железных дорог Советского Союза. Девять дорог, расположенных в глубине страны, не попали в этот перечень в силу ряда обстоятельств организационного и технического характера».

Таким образом, вопреки распространённому мнению, мобилизация центральных железных дорог и транспортных узлов происходила упорядоченно, согласно приказу НКПС. Эта мера предусматривала прежде всего увеличение количества и скорости перевозок, а также расширение личного состава локомотивных бригад для работы в три или четыре смены.

Кроме того, в течение недели планировалось вдвое увеличить насыщенность железных дорог поездами, так что «железнодорожный транспорт в полной мере справился с возложенными на него мобилизационными задачами».

Поясним, что всю первую неделю войны, пока не был известен поистине катастрофический масштаб поражений и потерь, Сталин (а вслед за ним и советское верховное командование) требовал от Красной армии как можно быстрее перейти в наступление и нанести поражение частям вермахта. Судя по всему, для этого предполагалось проложить рокадные железные дороги, которые бы шли вдоль линии фронта. Когда же стало очевидно, что на границе не удастся сдержать врага, железнодорожникам и было приказано не помогать в эвакуации советских солдат.


Задачи решены

Планомерному и централизованному проведению мобилизации помешала авиация противника – люфтваффе. «Авиаударам подверглась практически вся европейская часть сети железных дорог страны. Только за июль 1941 года на наши железнодорожные объекты было совершено более 1300 авианалётов.

Уже в 1941 году железнодорожникам удалось справиться с первыми, самыми тяжёлыми, последствиями налётов.

Всего налётам подверглись около 200 железнодорожных узлов, на которые были сброшены более 100 тыс. бомб (не считая зажигательных). На некоторые узлы, лежащие на важнейших стратегических направлениях, было совершено до 100 и более авиационных налётов. Всего же их было совершено почти 20 тыс.

Если в 1941 году за один налёт фашисты сбрасывали в среднем 34 авиабомбы, то в 1944 году – уже до 400 бомб за один авиаудар.

Следует отметить, что от авиаударов сильнее всего пострадали именно те железные дороги и транспортные узлы, которые оказались на оккупированной немецкими частями территории. НКПС бросил все силы на восстановление и развитие железнодорожной сети, подходившей к линии фронта в Центральном регионе, – пока она оставалась стабильной.

От железнодорожников требовались неимоверные усилия по восстановлению разрушенных объектов инфраструктуры, железнодорожных путей, системы управления. Более того, в действительно грандиозных масштабах начиная уже с 1941 года велось строительство новых железных дорог для обеспечения потребности армии в перевозках войск, вооружения и грузов.

Всего в период войны было построено почти 9 тыс. км новых железнодорожных линий.

В качестве яркого примера самоотверженного труда железнодорожников по восстановлению путей сообщения Николай Федосеев привёл свидетельство ещё одного рассекреченного документа, который «прекрасно демонстрирует алгоритм действий по строительству новых линий на примере железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава».

Так, постановлением Государственного комитета обороны от 8 июня 1943 года предписывалось развернуть работы не позднее семи дней и всего за два месяца проложить новую линию протяжённостью 95 км, построив при этом 10 мостов.

Эту задачу досрочно выполнили железнодорожники, а также привлечённые два автомобильных батальона численностью 2 тыс. человек и мобилизованные 20 тыс. жителей... Основная масса задействованных работников – женщины.

Уже 19 июля, то есть всего лишь через один месяц и четыре дня после начала строительства, по этой дороге протяжённостью почти 100 км пошли к фронту первые эшелоны с боевой техникой и боеприпасами.

В полной мере колоссальный потенциал советского железнодорожного транспорта был реализован в ходе Берлинской операции (о чём «Гудок» писал в № 74 (26923) от 24 апреля 2020 года).
«...Самоотверженная деятельность, обогащённая организационно-техническим опытом работ по восстановлению и эксплуатации железных дорог, позволила добиться выдающихся результатов в ходе Берлинской операции. Только одному Белорусскому фронту в кратчайший срок и своевременно было доставлено около 200 тыс. вагонов с грузом снабжения и пополнением», – говорится в архивном документе. В результативной его части делается однозначный вывод: «...Наш транспорт выдержал нагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт другой страны».

Владимир Максаков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30