27 ноября 2020 03:16

Семейная память железнодорожников Азацких

Инженер производственно-технического отдела вагонного участка Екатеринбург Уральского филиала АО «ФПК» Андрей Азацкий несколько лет собирал информацию о трудовом пути своей семьи и в августе оформил её в виде электронной презентации. Как он сам говорит, для будущих поколений железнодорожников Азацких. На слайдах – портреты и биографии девяти представителей династии Азацких – Детковых – Бединых, посвятивших себя стальным магистралям.
Андрей Азацкий гордится своими предками
«Собрать сведения о генеалогическом древе нашей семьи я решил, когда понял, что с годами многое забывается, в том числе важные эпизоды из трудовых будней моих дедушек и бабушек, и надо сохранить их для памяти, ведь они прошли очень достойный трудовой путь», – объясняет Андрей Азацкий.

Разбирая семейные архивы, потомственный железнодорожник нашёл орденскую книжку своей прабабушки Софьи Бединой, увидел её награды: орден Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд» и «За самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны», знаки «Ветеран войны» и «Победитель социалистического соревнования 1974 года». Расспросил родителей, что им известно о прабабушке.
«Она родилась 23 августа 1922 года в Белоруссии, – рассказывает Андрей Владиславович. – В 15 лет осталась без отца – главного кормильца семьи, пришлось идти работать. В 1941 году стала участником трудового фронта, работала и днём, и ночью, в любую погоду».

В 19 лет Софья вместе с 13-летним братом Александром строила железную дорогу в Белоруссии, по которой доставляли на фронт военные грузы, боеприпасы и продовольствие. Порой работали во время налёта фашистских самолётов. Немцы улетали, а все, кто остался в живых, принимались восстанавливать разрушенные пути и прокладывать рельсы. После войны вместе с путеремонтным поездом брат с сестрой перебрались в Среднюю Азию и продолжили строить стальные магистрали уже в Туркмении и Казахстане, где и остались жить.

Пути предков Андрея Азацкого сошлись на базе путевой машинной станции № 30 в казахстанском посёлке Тобол. Здесь Софья Григорьевна познакомилась со своим будущим мужем Николаем Бединым, который тоже приехал сюда из Белоруссии. В годы войны он был железнодорожником, после победы трудился на ПМС-30 бригадиром путеремонтной бригады.

В 1950 году в Тоболе обосновался и второй прадед Андрея Зиновий Детков. С 16 лет он трудился в белорусском колхозе, перед войной стал его председателем. Зиновий Захарович прошёл финскую войну, в 1941-м уже командовал батальоном. В битве за Сталинград был ранен. После госпиталя его комиссовали. В ПМС-30 Зиновий Детков быстро вырос из путевого рабочего до бригадира, возглавлял профком на общественных началах.

Его супругой стала Александра Степановна, в 1952 году переехавшая в Казахстан из Тамбовской области, где в довоенное время и в годы войны она работала председателем колхоза. В Тоболе она тоже устроилась на ПМС-30, вышла замуж. В то время путеремонтные бригады вместе с семьями жили в вагончиках путеремонтного поезда и часто переезжали с места на место – туда, где требовалось прокладывать железнодорожное полотно. У путейцев рождались и росли дети, и в следующем году Александру Степановну перевели учителем начальных классов ПМС-30. Так до пенсии она жила в вагончике и переезжала вместе со своими учениками. Сын Зиновия Захаровича и Александры Степановны Александр Зиновьевич Детков, дед Андрея Азацкого, в 1971 году тоже стал железнодорожником – работал машинистом хопердозаторной вертушки и выправочной машины ВПО-3000.

Его дочь Екатерина 24 с половиной года трудилась на вокзале Тобола дежурной по выдаче справок, диктором, багажным кассиром и билетным кассиром. С февраля 2018 года работает оператором по обработке перевозочных документов на станции Тобол. Её муж Владислав Азацкий – монтёр пути Тобольской дистанции пути.

И сын четы Азацких Андрей, и дочь Анастасия тоже выбрали железнодорожную стезю. Андрей Азацкий, получив профессию осмотрщика вагонов, переехал в Екатеринбург в 2015 году, устроился в вагонный участок Екатеринбург проводником пассажирского вагона, затем перевёлся осмотрщиком. С 2018 года Андрей Владиславович – инженер 1-й категории производственно-технического отдела, отвечает за безопасность движения поездов. Анастасия выучилась на электромонтёра устройств СЦБ, тоже перебралась в столицу Урала и трудится бригадиром на одном предприятии с братом.

Как и старшее поколение железнодорожной династии, Андрей Азацкий нашёл свою любовь на работе. С Ольгой, которая работает сейчас оператором по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров, он познакомился на вагонном участке, когда вместе осваивали профессию проводника. В прошлом году у Андрея и Ольги родилась дочь, которую назвали Софьей в честь прабабушки Андрея.

Владимир Андреев
Екатеринбург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30