26 октября 2020 19:36

Под подошвой рельса

С 20 июля на Северной дороге начались эксплуатационные испытания инновационного однониточного дефектоскопа «Томографик», позволяющего выявлять дефекты перьев подошвы рельса.
Испытания будут проводиться в июле и августе на участках пути, имеющих повышенные эксплуатационные характеристики (грузонапряжённость свыше 170 млн тонн в год, сверхнормативный пропущенный тоннаж) и подверженных образованию дефектов рельсов коррозионно-усталостного характера.

Новый дефектоскоп разработан ООО «Научно-промышленная компания «Техновотум» совместно со специалистами ОАО «РЖД» на базе дефектоскопа УД4-ТМ и сканирующего устройства типа «клюшка» с композиционным многослойным преобразователем. Он предназначен для контроля перьев подошвы с поверхности катания рельса.
«Применяемые на сети при сплошном контроле рельсов средства дефектоскопии выявляют дефекты в головке и шейке рельса, а также в его подошве, но лишь те, которые расположены в проекции шейки, – пояснил заместитель начальника Ярославского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры по неразрушающему контролю Игорь Христораднов. – При этом перья подошвы остаются не проконтролированными. Для их проверки оператор дефектоскопной тележки может применить ручные преобразователи, но это занимает много времени и поэтому проводится лишь выборочно».

В июне 2019 года «Томографик» УД4-ТМ прошёл однодневную апробацию на СЖД в лабораторных и естественных условиях эксплуатации. Для апробации был выбран один из самых грузонапряжённых перегонов дороги Кущуба – Кипелово со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Был проконтролирован один километр пути, в том числе 72 сварных стыка. В итоге выявили пять подозрительных сигналов в зоне перьев подошвы, каждый из которых был подтверждён дефектоскопами локального контроля.
«По результатам контрольных доломов были обнаружены два дефекта перьев подошвы в зоне сварных стыков и три места выработки подрельсовой резины с мелкими очагами коррозии, представлявшие угрозу безопасности движения, – отметил Игорь Христораднов. – Кстати, в том же году на этом перегоне было допущено четыре излома рельсов из-за поперечных коррозионно-усталостных трещин в подошве, расположенных вне проекции шейки».

Возможность выявления дефектов в перьях подошвы рельса подтвердилась. Однако в первоначальной версии дефектоскопа не были реализованы функция формирования В-развёртки и возможность отличить коррозионно-усталостную трещину от выработки подрельсовой резины. К тому же, как рассказали «Гудку» в Ярославском центре диагностики и мониторинга инфраструктуры, на тот момент это был «сырой» аппарат, который не имел ни технической инструкции, ни методики калибровки. Поэтому было принято решение о его доработке.

Николай Порецкий
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31