29 сентября 2020 12:49

фото: Архив Красноуфимской дистанции СЦБ

Искатель утечек

Созданный в Красноуфимской дистанции СЦБ прибор не имеет аналогов

Рационализаторы Красноуфимской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Горьковской дирекции инфраструктуры разработали и внедрили устройство для поиска утечек электрического тока на «землю» в устройствах СЦБ. Это рационализаторское предложение названо в числе лучших в Ижевском регионе Горьковской магистрали.
Красноуфимская дистанция СЦБ не первый год лидирует в Ижевском регионе ГЖД в плане организации технического творчества. Активность рационализаторов здесь во многом определяется заинтересованностью руководителей структурного подразделения в повышении надёжности работы устройств автоблокировки, снижении отказов технических средств. Начальник дистанции Сергей Атналин совместно с ведущим электроником Олегом Черновым разработали несколько проектов, в том числе устройство для нахождения утечек тока.

Устройство решает проблему, хорошо знакомую работникам хозяйства автоматики и телемеханики. Специалисты знают, что определяющим фактором в безопасной работе технических средств СЦБ является отсутствие гальванической связи с землёй источников питания, всех цепей, задействованных в системах регулирования движения. Если, например, нарушена изоляция, то возникает вероятность подпитки током приборов, которые могут выдать ложное разрешающее показание светофора, а это опасный отказ.

Для выявления места утечки на «землю» Сергей Атналин и Олег Чернов изготовили генератор звуковой частоты с усилителем. В качестве индикатора тока в устройстве использован прибор ИТРЦ-ЧМ.

Генератор, настроенный на одну из рабочих частот прибора ИТРЦ-ЧМ, например 475 Гц, подключается одним контактом к шине заземления, другим – к исследуемой цепи, которая имеет связь с «землёй». Путь, по которому заземляется цепь, ищется клещами ИТРЦ-ЧМ.

Таким образом, устройство определяет отсутствие связи с «землёй» всех цепей, задействованных в системах регулирования движения, выявляет места утечки на «землю» и тем самым обеспечивает безопасную работу технических средств СЦБ, сокращает количество отказов.

Созданный в Красноуфимской дистанции СЦБ прибор уже зарекомендовал себя на деле.

Когда на станции Афанасьевский была отмечена нестабильная работа рельсовых цепей, с помощью этого устройства обнаружили причину – замыкание резистора, который через продавленную изоляцию сообщался с «землёй». А на станции Бартым нашли место нарушения изоляции всего за пять минут – раньше на такие поиски ушло бы два-три дня.

Отмечу, что подобных устройств заводского производства, которые можно было бы использовать в хозяйстве автоматики и телемеханики, на сети дорог нет.

Рузан Аветисян,
заведующая кабинетом
технической информации
Ижевского территориального управления ГЖД

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31