29 сентября 2020 14:10

Они всё сделали для Победы

Мытищинский вагоностроительный завод (сейчас «Метровагонмаш», входит в АО «Трансмашхолдинг») до Великой Отечественной войны производил трамваи и вагоны метро, с первых дней военных действий начал поставлять фронту военную продукцию.
Изготовление боеприпасов на заводе
Сразу после объявления о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз на Мытищинском заводе состоялся массовый митинг и рабочие стали записываться добровольцами в Красную Армию. На смену заводчанам пришли их родственники, жёны и дети, к станкам возвратились пенсионеры. Подростки стали ещё одним источником кадрового пополнения – около 20% всех станочников.

Уже через несколько дней завод был переподчинён Наркомату вооружения и приступил к производству корпусов для авиабомб, снарядов, платформ для зенитно-артиллерийских систем. Одновременно среди рабочих формировались противопожарные отряды для борьбы с немецкими зажигательными бомбами, подразделения для охраны завода, строились бомбоубежища. В октябре было принято решение эвакуировать завод на Урал в посёлок Усть-Катав. В короткие сроки было демонтировано оборудование, отобраны необходимые инструменты и оснастка. Работа по эвакуации завода проводилась круглосуточно. При этом предприятие продолжало производить продукцию для фронта. Люди работали по 11 часов в сутки, под налётами вражеской авиации, производя бронеколпаки, противотанковые ежи, корпуса гранат и снарядов, ремонтировали боевую технику. К началу контрнаступления советских войск под Москвой завод приступил к штамповке миномётных опорных плит и сборке зенитных бронепоездов для частей, охранявших подступы к столице.

Стране нужно было новое вооружение, поэтому уже в апреле 1942 года было принято решение вернуть производство с Урала. В октябре 1942 года Наркомат танковой промышленности обязал в самые короткие сроки создать и освоить производство самоходно-артиллерийских установок СУ-76 для поддержки наступающей пехоты. На заводе было создано особое конструкторское бюро, которое возглавил конструктор боевых гусеничных машин Николай Астров, и налажено их серийное производство. Установка стала самым массовым видом вооружений Великой Отечественной войны после танка Т-34.

В конце 1942 года силами молодёжи во внерабочее время был построен сверхплановый бронепоезд «Мытищинский комсомолец», который прямо с завода ушёл на фронт.
«Добрый день, дорогой дружище Борис. Видел бы ты, с каким энтузиазмом работают старые и молодые, парни и девчата! – писал руководителю комсомольской организации завода Борису Захарову, ушедшему на фронт, его сменщик Юлий Спиридовский по поводу нового бронепоезда. – Мне хочется ещё и ещё раз рассказать тебе о горячем желании нашего коллектива сделать как можно больше для фронта. Этим все мы здесь живём, поэтому я и пишу тебе так много об этом. Недавно наши ребята преподнесли Красной Армии подарок: сделали кое-что сверх плана. Какое у них было торжество, когда с фронта приехали бойцы принимать эту продукцию!»

К 1944 году заводчане закрепили позиции передового коллектива, работая организованно и слаженно, наращивая темпы и объёмы выпуска боевой техники. За регулярное перевыполнение производственных планов переходящее Трудовое знамя КГО СССР закрепилось за работниками и было оставлено заводу на вечное хранение.

Немало героических страниц вписали работники завода в историю страны за годы Великой Отечественной войны. Они мужественно сражались за Москву, Сталинград, в битве на Курской дуге, освобождали Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Австрию, штурмовали Рейхстаг. За боевые подвиги около 3 тыс. заводчан были награждены орденами и медалями, пятерым – А.И. Егорову, А.И. Кадомцеву (посмертно), И.И. Лезжову, С.М. Романову, М.И. Толмачёву (посмертно) – присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Более 800 заводчан отдали свою жизнь за Родину, не вернувшись с полей сражений.

Сегодня «Метровагонмаш» – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Завод выпустил более 9 тыс. вагонов самого различного назначения, которыми пользуются пассажиры в 19 метрополитенах 11 стран мира.

Пётр Каменев
Фото из архива АО «Трансмашхолдинг»
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31