30 сентября 2020 21:48

фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»

Спираль вместо пластины

На станции Шушары Октябрьской дороги 8 июля началось пилотное тестирование спиралевидных вагонных замедлителей. На сети РЖД они испытываются впервые. Ожидается, что новые устройства продемонстрируют большую надёжность в эксплуатации, а дистанционное управление ими позволит автоматизировать часть технологических процессов работы сортировочной горки.
На спускной части большинства сортировочных горок повышенной, большой и средней мощности установлены вагонные замедлители старых типов – тяжёлые пневматические клещевидно-весовые. Спиралевидные вагонные замедлители (СВЗ) типа BZFD-P-RU-001 производства ООО «Бош Рексрот» – новая для России разработка. Они могут применяться на сортировочных станциях для торможения и регулирования скорости отцепов. СВЗ крепятся непосредственно на рельс – как на один, так и на оба. Их можно устанавливать в зонах стрелочных переводов сортировочных путей и на их изгибах.

СВЗ состоят из тормозного цилиндра со спиралевидной нажимной поверхностью, станины и линейного привода перемещения тормозного цилиндра, который, в свою очередь, состоит из гидравлического насоса, клапанов, компенсатора объёма и заправлен специальным гидравлическим маслом низкой вязкости. В рабочее положение замедлители приводит штатное поворотное устройство, которое управляется пневматическим цилиндром или линейным электроприводом и поднимает СВЗ к рельсу. Когда на замедлитель наезжает колесо вагона, тормозной цилиндр проворачивается на один оборот вокруг своей оси под действием нагрузки, и в итоге состав тормозит за счёт силы сопротивления вращению. Клещевидно-весовые замедлители функционируют совсем иначе: металлическая пластина за счёт подачи сжатого воздуха сжимается и давит на колёса, создавая дополнительное трение.

Инициатива протестировать СВЗ поступила от разработчиков, а ОЖД была выбрана в качестве полигона для испытаний Центральной дирекцией инфраструктуры.

На 44-м пути сортировочной горки станции Шушары установили 10 замедлителей – по пять штук с каждой стороны пути. В испытаниях принимают участие смежные хозяйства: служба сигнализации, централизации и блокировки, Санкт-Петербург-Сортировочная-Московская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-6), вагонное эксплуатационное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский (ВЧДЭ-13), Санкт-Петербург-Витебская дистанция пути (ПЧ-19). Разработчики «Бош Рексрот» осуществляют общее руководство испытаниями, а институт «Гипротранссигналсвязь» проводит необходимые измерения и обработку полученных данных.

Несколько СВЗ могут быть объединены в локальную систему регулирования скорости и торможения вагонов и могут устанавливаться на путях во всевозможных комбинациях, исходя из оптимальной конфигурации для конкретного сортировочного пути – для обеспечения безопасного торможения вагонов и автоматического контроля за скоростью отцепов.

Использовать СВЗ экономически выгоднее, так как подача сжатого воздуха необходима только для приведения замедлителей в рабочее состояние и вывода из него. Для самой работы воздух не требуется, в отличие от клещевидно-весовых замедлителей. Для одного сжатия пластины требуется около 1 куб. м воздуха, а для работы СВЗ – в сотни раз меньше. При этом использование клещевидно-весовых замедлителей приводит к дополнительному износу колёсных пар. Вдобавок старые замедлители могут не сработать при обледенении колёс или их замазученности, а спиралевидные сработают в любом случае – их тормозящее усилие не зависит от загрязнений поверхности колеса. СВЗ проще и в монтаже: чтобы их установить на пути, нужно прикрутить четыре болта, а для установки старых замедлителей нужно залить бетон, подготовить подушку. «К тому же на СВЗ износ распределяется – больше всего нагрузка идёт на первую пару, так как на неё состав наезжает с большей скоростью, менять все замедлители не придётся, как в случае с клещевидно-весовыми», – поясняет заместитель регионального руководителя по развитию «Бош Рексот» Олег Цай.

Ожидается, что применение спиралевидных замедлителей позволит существенно сократить затраты при сортировке вагонов за счёт меньшего количества потребления сжатого воздуха или полного отказа от него, а также повысить надёжность процесса, исключив внешние факторы. По словам главного инженера службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры ОЖД Алексея Кравцова, по итогам испытаний руководством будет приниматься решение о вводе спиралевидных вагонных замедлителей в опытную эксплуатацию.

Ольга Беляева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31