21 сентября 2020 18:42

фото: Роман Зангиров / ИД «Гудок»

Депо за полярным кругом

Крупнейшему предприятию вагонного хозяйства на широтном ходу Северной магистрали исполнилось 70 лет

Эксплуатационное вагонное депо Сосногорск Северной дирекции инфраструктуры отметило на прошлой неделе юбилей.
Отец и сын Коваленко вместе работают вагонниками в суровых условиях Заполярья
В начале своего пути предприятие носило другое название – вагонное депо Воркута. А отсчёт его официальной истории начался 3 июля 1950 года, когда вышли постановление Совета министров СССР и приказ союзного Министерства путей сообщения о принятии в постоянную эксплуатацию и включении в состав Печорской железной дороги линии Кожва – Воркута с линейными предприятиями.

С начала освоения в 1930-х годах Печорского угольного бассейна остро стояла проблема вывоза твёрдого топлива. Уголь везли по мелководной и порожистой реке Воркуте, потом по Усе и Печоре и перегружали на морские суда. В таких условиях не могло быть и речи о значительном увеличении добычи.

Постановлением Совнаркома СССР от 28 октября 1937 года было признано экономически целесообразным строительство железнодорожной линии Коноша – Котлас – Княжпогост – Ухта – Кожва – Воркута. Первый поезд с углем был отправлен из Воркуты уже после начала Великой Отечественной войны – 28 декабря 1941 года.

С запуском железнодорожных перевозок появилась необходимость в обслуживании и ремонте вагонов. В 1943 году был образован пункт технического осмотра (ПТО), началось строительство вагонного депо. К 1945 году было создано вагонное хозяйство, построены вагоноремонтные тупики и ПТО – деревянные здания с печным отоплением – на станциях Печора и Воркута.

В том же году в Воркуте появились вагоноремонтный пункт со сборочным цехом на две «нитки» по 40 м, механический и колёсный цеха, инструментальная мастерская, компрессорный участок, кузница.

С такими мощностями вагоноремонтное предприятие в Воркуте проработало до 1975 года, пока не было построено новое депо. Оно отвечало всем требованиям времени: длина сборочного цеха составляла 108 м, в нём было восемь ремонтных стойл, а проектная мощность была рассчитана на ремонт 3545 вагонов в год.

Развитие шло быстрыми темпами, и вскоре депо Воркута стало крупнейшим предприятием вагонного хозяйства на широтном ходу Северной дороги. Таким предприятие остаётся и по сей день. С 2017 года оно носит название «Эксплуатационное вагонное депо Сосногорск». Полигон обслуживания только по главному ходу – от станции Микунь до станции Воркута – составляет 952 км. В состав депо входят 10 ПТО вагонов, четыре участка текущего отцепочного ремонта, контрольный пост на станции Чиньяворык, пункты технической передачи вагонов на станциях Обская и Койты.

В депо Сосногорск сегодня трудится 461 человек, две трети из них – осмотрщики-ремонтники вагонов. Костяк трудового коллектива – это ветераны. Один из заслуженных работников – старший осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Микунь Виктор Коваленко, который начинал в комсомольско-молодёжной смене без малого 40 лет назад.
«Не все выдерживали серьёзные нагрузки, – вспоминает он. – И мне поначалу было непросто. Но я упрямый, если поставлю перед собой цель, то обязательно её достигну. Да и вообще работа эта затягивает, она хоть и непростая, но живая и интересная».

Любовь к своей профессии Виктор Коваленко передал и сыну Александру, который трудится бок о бок с ним уже 12 лет.

Владимир Савичев
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31