29 сентября 2020 13:28

Тренажёры в единой сети

Алексей Куренков, главный инженер Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства

Куренков.jpg
Современные тренажёрные комплексы – это тренажёры шестого поколения: высокотехнологичный и наукоёмкий продукт, точно имитирующий реальную поездную обстановку и условия работы локомотивных бригад. Они объединены с автоматизированными системами оценки деятельности локомотивных бригад и являются частью большого комплекса мер по повышению квалификации работников РЖД.

Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства является одним из основных разработчиков и поставщиков тренажёрных комплексов для РЖД. Новые локомотивы и электропоезда должны поставляться вместе с тренажёрными комплексами. Заводы-изготовители, как правило, заказывают их разработку и изготовление у нас, в том числе и для оснащения своих учебных центров. Сейчас на сети функционируют более 300 тренажёрных комплексов практически для всех эксплуатируемых серий локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Все они находятся в единой информационной сети, которая позволяет удалённо проводить обновление баз данных и программного обеспечения, анализировать корректность их работы, интенсивность использования, количество применяемых функций, длительность поездок, допускаемые нарушения в работе локомотивных бригад, количество обучающихся. Эта информация централизованно передаётся в Дирекцию тяги и Департамент управления персоналом. На её основании оценивается уровень знаний персонала, формируются индивидуальные планы подготовки и периодичность проверки знаний, проводится актуализация требований к обучению.

Тренажёрные комплексы объединены с Комплексной системой оценки персонала, которая позволяет на основе существующих информационных систем (АСУНБД-2, расшифровка файлов поездок и допускаемых нарушений, система оценки уровня знаний, нарушений, выявляемых командно-инструкторским составом, результатов поездок на тренажёрных комплексах) формировать паспорт локомотивной бригады и осуществлять ранжирование персонала по группам риска с последующей организацией индивидуальной профилактической работы с персоналом в вопросах обеспечения безопасности движения.

В тренажёрном комплексе создаётся эффект присутствия в реальном локомотиве благодаря отображению путевой обстановки, позиционируемой индивидуально для каждого депо на основе оцифрованной видеосъёмки реальных участков работы локомотивных бригад и в 3D-графике, использованию реальных кабин локомотивов и пультов управления, а также реальных устройств безопасности и систем автоведения. Нами отснято и оцифровано более 58 000 км главных путей РЖД, которые хранятся в единой базе данных – библиотеке, включающей в себя также визуализацию 123 реальных станций, выполненных в формате 3D-графики.

Для организации учебного процесса в тренажёрном комплексе заложена база данных сценариев, которая позволяет формировать различные задания на учебную поездку, в том числе движение по разным маршрутам станции, имитация более 150 аварийных и нештатных ситуаций, смена погодных, климатических условий и времени суток, имитировать маневровую работу, одновременную работу нескольких поездов и локомотивных бригад на одном поездоучастке.

В настоящее время ведётся работа по созданию классов совместного обучения сразу нескольких машинистов под руководством одного инструктора, который будет назначать индивидуальные задания для каждого обучаемого. Первые два учебных класса в текущем году будут поставлены в Пресненское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций и Саратовское подразделение Приволжского учебного центра.

Сегодня перед нами стоят новые задачи развития тренажёрных технологий, в этом году мы разрабатываем и изготавливаем два новых типа тренажёрных комплексов для подготовки и обучения машинистов специального самоходного подвижного состава – это тренажёры МПТ-6 для Центральной дирекции инфраструктуры и АДМ-1.3 для Трансэнерго.

При внедрении новых технологий на инфраструктуре и подвижном составе с целью исключения пробелов в знаниях командно-инструкторского состава и локомотивных бригад в максимально сжатые сроки проводим внедрение таких технологий на тренажёрных комплексах. Проводится работа по оснащению тренажёров системой автоматической локомотивной сигнализации АЛСО с подвижными блок-участками, а также системой «виртуальная автосцепка». В этом году все тренажёры локомотивов 2,3,4ЭС5К «Ермак» будут оснащены имитацией системы поосного регулирования силы тяги.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31