29 сентября 2020 13:21

Виртуальный навык переходит в реальность

Артур Николаев, заместитель начальника Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения

Николаев.jpg
Развитие техники и технологий требует от персонала РЖД постоянного овладения новыми компетенциями, основными техническими средствами формирования и развития которых для многих профессий являются тренажёры.

Можно выделить три направления использования тренажёров. Первое – для водительских профессий и профессий, связанных с движением: машинисты локомотивов, электропоездов, рельсовых автобусов, автомотрис, мотовозов, водители дрезин, составители. Второе направление – для операторских профессий, когда работник управляет производственным процессом через специальные устройства, отображающие характеристики управляемой системы, или осуществляет контроль процесса по своим полномочиям: оператор сортировочной горки, оператор поста электрической централизации, оператор при дежурном по станции, дежурные по переезду. Третье направление – для отработки кросс-функциональных навыков, востребованных для различных профессий, например по оказанию первой доврачебной помощи, для тушения пожара и другие.

В наших учебных центрах занятия с использованием тренажёров проводятся практически по всем профессиям. Но количество часов подготовки зависит от профессии. Так, у машиниста обучение занимает от 8 до 12 часов на каждого, а для монтёра пути занятия проводятся только для формирования навыка оказания первой доврачебной помощи. Это два часа на каждого. Остальные практические занятия проводятся на учебных полигонах.

Использование тренажёров снижает время адаптации обучающихся в производственной среде, повышает уровень их готовности к решению производственных задач. По итогам анализа успешности выполнения одних и тех же упражнений на тренажёре и на локомотиве следует, что всего за два часа занятий на локомотиве после тренажёрной подготовки успешность выполнения упражнения повысилась на 19%. Это подтверждение положительного переноса навыка с тренажёра на локомотив. Кроме этого, эффективность применения тренажёров при подготовке персонала подтверждается промежуточными результатами проводимого в 2020 году НИИ медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова исследования по оценке психофизиологической эффективности подготовки с использованием технических средств обучения. Исследование проводилось в трёх учебных центрах профессиональных квалификаций ещё до начала пандемии в группах, где готовят машинистов электровоза, тепловоза и электропоезда. Установлено, что все проблемные ситуации, моделируемые на тренажёре при первой попытке выполнения пробной поездки, чётко по времени совпадают с пиками профиля артериального давления и частоты сердечных сокращений. Это указывает на недостаточно сформированный уровень навыков для самостоятельного выполнения задания. Но уже после второй попытки выполнения того же упражнения практически у всех обучающихся средние показатели давления начинают снижаться, как и количество ошибочных действий, оцениваемых инструкторами по тренажёрной подготовке. Окончательная цель исследования – определение оптимального количества повторов упражнений, необходимых для формирования устойчивых навыков, и перенос их на реальный локомотив.

Большие перспективы имеет применение VR, AR (дополненная реальность) – технологий для формирования основных алгоритмов действий. Но в этом вопросе необходим взвешенный подход, ведь особенность погружающего в виртуальную среду иммерсивного обучения – отсутствие тактильных ощущений. И прежде чем принять окончательное решение о массовом применении технологии в обучении, нужно исследование эффективности переноса навыка после VR-тренажёра на реальный объект.

Мы видим применение VR прежде всего для профессий ручного труда, в которых используется крупная моторика движений. Например, можно предположить, что структура действия по коммерческому осмотру состава, смоделированная в VR-среде, легко перенесётся на реальные условия, а вот действия, связанные с выполнением монтажно-демонтажных работ, операций отвинчивания, требующих ощущения определённых усилий, в VR-среде будут менее успешными. В 2019 году на сеть был поставлен VR-контент по профессии дежурный по переезду. В 2020 году планируются разработка и поставка VR-контента ещё для четырёх профессий: монтёр пути, бригадир пути, сигналист и составитель поездов.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31