30 сентября 2020 03:06

фото: Rail Baltica

Надежды на будущую магистраль

В минувший четверг Сейм Латвии утвердил план развития страны на 2021–2027 годы. Согласно документу, железная дорога должна стать основой национальной транспортной системы, в том числе за счёт реализации проектов Rail Baltica и TEN-T (Трансъевропейская транспортная сеть), которые свяжут страны Балтии и Центральную Европу.
Как сообщила «Гудку» начальник отдела по связям с общественностью Министерства транспорта Латвии Винета Кляйн, одной из целей стратегии является увеличение доли железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках до 8% в 2024 году и до 12% в 2027 году (в 2018 году – 7,38%).
«Для реализации плана нужно выполнить ряд задач, в частности, необходимо создать мультимодальную сеть перевозок с железными дорогами в качестве основы общественного транспорта. Необходимо интегрировать будущую магистраль Rail Baltica в существующую государственную и муниципальную сеть, а также построить грузовые и пассажирские транспортные узлы», – отметила она.

Кроме того, планируется развивать региональную транспортную сеть и услугу «последней мили» путём увеличения количества поездов и строительства дополнительных железнодорожных станций, к которым будут подведены автобусные маршруты.

Винета Кляйн рассказала, что ещё одним направлением новой стратегии станет улучшение международного грузового и пассажирского сообщения, в том числе за счёт реализации проекта Rail Baltica и TEN-T.
«Это поспособствует повышению конкурентоспособности транзитных перевозок и открытию новых рынков», – сказала она.

Финансирование этих проектов планируется в основном за счёт государственного бюджета и средств Евросоюза.

Общий объём инвестиций, который потребуется для реализации Национального плана развития Латвии на 2021–2027 годы (не только транспортного сектора), составляет более 40 млрд евро, из которых сейчас у страны есть только 14,5 млрд.

При этом около 49% от общего финансирования будет направлено на развитие территориальных связей, в том числе на строительство Rail Baltica.

По мнению председателя комиссии Сейма по устойчивому развитию Вячеслава Домбровского, несмотря на то что в стратегии важная роль уделяется именно этому проекту, есть вероятность, что он не будет реализован или станет нерентабельным.

Согласно последнему отчёту Европейской палаты аудиторов по Rail Baltica, окончательная стоимость проекта составит не менее 7 млрд евро (изначально его оценивали в 3,8 млрд евро, сейчас – 5,8 млрд евро).
«Пассажирские перевозки по высокоскоростной железной дороге рентабельны при обороте не менее 9 млн пассажиров в год. Но в радиусе 60-минутного доступа в Эстонии, Латвии и Литве – лишь 3,8 млн человек. То есть, даже если предположить, что каждый из них раз в год воспользуется этим поездом, для рентабельности нужно в два раза больше людей», – отметил Вячеслав Домбровский.

Он также опасается, что грузовой базы может тоже не хватить для окупаемости проекта. Необходимо не менее 15 млн тонн к 2030 году. Однако весь морской трафик вокруг балтийских стран составляет не более 30 млн тонн.
«Я считаю, что Rail Baltica будет или огромным успехом, или столь же оглушительным провалом. Это очень дорогая инфраструктура, и для её окупаемости нужно или гораздо больше людей, или гораздо больше производства», – резюмировал эксперт.

Ксения Потаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31