21 сентября 2020 19:13

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Показательная экология

ОАО «РЖД» на бланке билета информирует пассажира о его вкладе в охрану окружающей среды

На новых электронных билетах ОАО «РЖД» появились показатели экономии выбросов СO2. Теперь пассажир может сравнить количество выброса углекислого газа в атмосферу при путешествии на поезде и на автомобиле.
Эти данные показаны на бланках электронных билетов. «Такая информация уже несколько лет активно применялась крупными перевозчиками в Европе, и мы решили тоже указывать её, – рассказал «Гудку» заместитель руководителя Департамента пассажирских перевозок Дмитрий Крюков. – Одно из конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта – его экологичность относительно ряда других видов транспорта, и эта информация в современном мире должна быть общедоступна. Мы хотим, чтобы пассажиры об этом задумывались. На втором этапе проекта мы планируем выделить наиболее экологичные поезда и маркировать их дополнительно».

Как рассказали «Гудку» в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, существует ряд официальных документов, которые описывают методики расчётов выбросов СО2. К примеру, приказ Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объёма выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в РФ», а также на основе этого приказа ряд уже конкретных методик по различным сферам промышленности, транспорта, потребляющих определённые виды топлива.

Для расчёта был взят средний показатель по сети: выброс 19,12 грамма СО2 на километр пути на одного пассажира, для автомобиля этот показатель составляет в среднем 76 граммов CО2 на километр пути на одного пассажира. По маршруту Москва – Кострома (около 300 км), к примеру, пассажир сэкономит 21,44 кг выбросов.

Железнодорожный транспорт в России признан самым энергоэффективным и на международном уровне. К примеру, по последнему ежегодному справочнику МСЖД за 2018 год, энергопотребление ОАО «РЖД» при перевозке одного пассажира на километр пути составляет 245 (КДж), в то время как общий показатель по Европейскому союзу – 354 КДж, а в США – 989 КДж. Основная причина таких показателей – высокая доля перевозки грузов и пассажиров на экологически чистой электрической тяге (более 86% грузов и 85% пассажиров).

Впоследствии, когда ОАО «РЖД» начнёт определять самые экологичные поезда, то в первую очередь ими окажутся высокоскоростные поезда, поскольку уровень энергопотребления у этого транспорта на одного пассажира ещё ниже по сравнению с обычным.
«Железнодорожный транспорт традиционно имеет репутацию сравнительно экологически благополучного вида мобильности, и основной задачей, стоящей перед транспортным сектором во всех развитых странах, в том числе и в России, является снижение негативного воздействия на окружающую среду без потери ставших уже привычными скорости и комфорта передвижения, – отметили в Дирекции скоростного сообщения. – Поезд «Сапсан» является наиболее экологически безопасным видом транспорта, что обеспечивается в первую очередь применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха и прилегающих территорий».

Так, например, если пассажир выберет поезд «Сапсан» вместо автомобиля на маршруте Москва – Санкт-Петербург, он снизит количество выбросов СО2 в атмосферу уже на 37 кг.

Показатели выбросов СО2 демонстрируют и авиакомпании. Онлайн-калькулятор выбросов СO2, которым может воспользоваться любой пассажир, введя маршрут следования и тип самолёта, есть у компаний «Аэрофлот», Air France, Delta Airlines, Emirates.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31