03 марта 2021 12:18

фото: ЗабЖД

Возвращение паровоза

Памятник локомотивостроения для музея в Свободном создают в Чите

Как стало известно «Гудку», по заказу руководства Забайкальской магистрали и дорожного Совета ветеранов работники вагоноремонтного и сервисного локомотивного депо на Читинском узле ЗабЖД воссоздают макет паровоза отца и сына Черепановых – Ефима и Мирона – в натуральную величину по оригинальным чертежам. Он будет установлен на станции Свободный к Дню железнодорожника.
Специалисты получили задание закончить всё в конце мая – начале июня, чтобы осталось время на транспортировку и установку макета на месте.

Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. Устройство этого паровоза и история его создания были описаны в пятом номере «Горного журнала» за 1835 год. Там, в частности, говорится о том, что при создании паровоза Черепановы столкнулись с несколькими техническими проблемами. К примеру, котёл не давал достаточно жара и не производил необходимого количества пара. Также перед Черепановыми встала задача создания устройства реверса, которое позволяло менять направление движения паровоза без разворота. Обе технические проблемы были удачно разрешены инженерами Черепановыми. Первая была решена увеличением числа дымогарных труб, а вторая – при помощи механизма, состоявшего из колеса, приводившего в движение паровые золотники, которые регулировали направление впуска пара в цилиндр.

К работе по созданию макета приступили около месяца назад. Над созданием локомотива в вагоноремонтном депо трудятся всего трое работников. Сварщик Александр Лесков отработал по специальности уже добрых 20 лет и успел заработать пенсию по вредному стажу. Слесари механосборочных работ Вадим Роженцов и Юрий Катков чуть моложе, но опыта в своём деле им тоже не занимать.

Уже полностью готовы остов паровоза и тележка для топлива. По словам и.о. мастера механосборочного цеха вагоноремонтного депо Чита Сергея Номоконова, в ближайшее время начнётся сварка котла, топки и дымогарной трубы. При этом спустя почти два века после создания Ефимом и Мироном Черепановыми чуда техники современным рабочим предстоит проявить немало творческой смекалки. Как известно, колёса у паровоза Черепановых были намного меньше в диаметре, чем современные, а кроме того, отличались тем, что имели спицы, а не цельнокатаный диск.
«Предстоит много мелкой слесарной работы, – рассказал Сергей Номоконов. – Вальцовка, загиб, шлифовка, зачистка деталей – всё это требует времени. К тому же коллектив занимается работами в свободное от основных обязанностей время. Но всё же мы планируем завершить создание макета даже чуть раньше намеченного срока».

Между тем в сервисном депо производят детали, требующие мелких токарных работ, и колёсные пары. По окончании работники сервисного депо доставят их в механосборочный цех вагоноремонтного депо, где будут произведены монтаж и покраска, после чего машина обретёт вид, достойный того, чтобы демонстрировать её людям.

На ЗабЖД это уже не первый макет паровоза Черепановых. Первый экспонат установлен на выставочном комплексе под открытым небом возле Инженерного центра ЗабЖД в Чите.

Константин Чиров
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31