20 февраля 2020 05:24

РЖД внедряют RPA

Как стало известно «Гудку», в первом квартале Центр технологического сопровождения инфраструктуры (ЦТС), расположенный на базе Информационно-вычислительного центра (ИВЦ) в Нижнем Новгороде, в тестовом режиме займётся внедрением программных роботизированных систем, элементов искусственного интеллекта и систем управления этими продуктами. Переход на новый технологический уровень повысит производительность труда, сократит время обработки запросов, улучшив работу информационных систем РЖД.
Во втором квартале будут реструктуризированы для тестового производства и обслуживания программных роботов ЦТС на базе ИВЦ в Воронеже и Челябинске. Как рассказал «Гудку» заместитель директора Главного вычислительного центра (ГВЦ) Виктор Попов, в течение этого года будут сформированы для решения задач роботизации не менее шести ЦТС, готовых к выполнению задач по внедрению и обслуживанию роботизированных систем. Они охватят основные бизнес-процессы РЖД: грузовую коммерческую работу (Воронеж), управление перевозочным процессом (Челябинск), пассажирские перевозки (Московский ИВЦ), тягу (Ярославль), инфраструктуру (Нижний Новгород), экономическую деятельность (ГВЦ в Москве). Центр в Новосибирске будет дистанционно работать на все 16 дорог. «Мы переходим с системы поддержки пользователей на систему создания и поддержки роботов», – заявил Виктор Попов.

По сути, обновлённые ЦТС будут представлять собой фабрику по производству имитирующих деятельность человека и выполняющих рутинные операции программных роботов, структуру контроля за системой управления парком внедряемых роботизированных программ.

Как сообщили в Департаменте информатизации ОАО «РЖД», создание в ГВЦ системы разработки, внедрения и поддержки программных роботов является одним из шагов в реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, предусматривающей внедрение технологий искусственного интеллекта и программной роботизации RPA (Robotic Process Automation – роботизированная автоматизация процессов) в бизнес-процессы корпоративного управления.

Несколько проведённых в минувшем году пилотных внедрений систем RPA показали их высокую эффективность. В частности, робот, разработанный ГВЦ для ввода информации в тарифную таблицу стоимости АСУ «Экспресс» в пригородном сообщении, справляется с операцией в течение 75 минут, в то время как у человека на эти действия уходило около 268 минут. Служба корпоративной информатизации ГЖД внедряла роботов для местного Центра управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и Дирекции управления движением. Они успешно работают, экономят рабочее время сотрудникам ЦУСИ, ежесуточно формируют справку о количестве отправленных вагонов.

По данным ГВЦ, в РЖД работает около 500 информационных систем. Они подключены к почти 250 тыс. компьютеров пользователей. Обеспечивают нормальное взаимодействие работников и систем около 4,5 тыс. IT-специалистов ГВЦ, расположенных в 16 ИВЦ от Хабаровска до Калининграда. «Мы провели анализ обращений пользователей за последние несколько лет. Оказалось, что более 70% из них – повторяющиеся однотипные запросы, с которыми роботы справляются быстрее и точнее человека», – пояснил Виктор Попов.

ОАО «РЖД» объявило конкурс среди отечественных разработчиков RPA. Его выиграла Группа компаний «Аплана», предоставившая ГВЦ доступ к платформе ROBIN RPA, дающей возможность создавать роботизированые приложения под специфические задачи, решаемые информационными системами РЖД. «Обычно платформы RPA ограничивают пользователей двумя критериями: срок действия (как правило, лицензия продаётся на год) и привязка к конкретным машинам (на сколько компьютеров будут установлены роботы, столько лицензий и покупается). ОАО «РЖД» приобрело право пользования платформой ROBIN без ограничений. Это уникальный случай в нашей практике», – рассказывает генеральный директор ООО «Робин» (партнер компании «Аплана») Павел Борченко.
«В декабре мы приступили к созданию роботов с помощью платформы ROBIN. По итогам одного месяца работы 35 роботов внедрены в эксплуатацию, 38 тестировались, готовясь к внедрению», – говорит Виктор Попов.

В работе программных роботов, как правило, используются два типа сценариев. Пользовательский – робот работает вместе с человеком, по его заданию, физически располагаясь на компьютере пользователя. Автономный сценарий – робот действует самостоятельно, круглосуточно выполняя рутинные операции. Программа выбора действий в ответ на распознанный запрос – это уже система с признаками искусственного интеллекта. То есть программно-технический комплекс принимает информацию от пользователя, определяет последовательность действий по выполнению запроса и запускает программного робота.

Но любые обновления АСУ, проходящие почти еженедельно, могут привести к тому, что робот перестанет распознавать систему. Ему также потребуется обновление для продолжения работы.
В ГВЦ решили, что нужна система по управлению работой растущего парка роботов и программ искусственного интеллекта. Она должна тестировать роботов на работоспособность, определять требуемые исправления и информировать об этом программистов, а также контролировать, чтобы все роботы прошли сертификацию в ГВЦ.

Группа компаний «Аплана» в конце прошлого года получила новое техзадание: предоставить ГВЦ систему управления парком роботов и программ искусственного интеллекта. С её внедрением в ЦТС и начнётся массовое распространение технологии RPA в подразделениях ГВЦ. «Для управления группами роботов в платформе ROBIN создан спецмодуль диспетчеризации Robin Orchestrator (RO). В нём собирается вся информация о работе роботов и об АСУ, с которыми они взаимодействуют. Если где-то случились ошибки, администратор модуля видит их и выбирает средства решения. Если робот выполнил задачи и простаивает, RO подскажет, как его задействовать для выполнения других задач», – рассказал Павел Борченко.

RO позволяет при обновлении одной АСУ провести тестирование всех работающих с ним роботов на тестовом стенде. Если какие-то роботы не смогли выполнить свои задачи с обновлённой системой, модуль сообщит о возникших проблемах и позволит сотрудникам увидеть, какие сценарии требуют изменений перед эксплуатацией на новых версиях АСУ.

RO для РЖД будет отличаться от аналогичных инструментов других RPA-платформ наличием новых функций. Одна из них – верификатор, который проверяет созданного робота на наличие вредоносных закладок в программный код.

Разработчики будут сдавать новую управляющую систему на базе RO по частям в течение года, начиная с поставки в ИВЦ Нижнего Новгорода.

Как будут работать ЦТС, Виктор Попов объяснил на примере центра в Новосибирске, кадровой основой которого станет группа опытных программистов. Этот ЦТС будет взаимодействовать со всеми ИВЦ, имеющими контакт с дорогами. Например, начальник дороги просит создать новую форму отчёта, состоящую из параметров, входящих в несколько разных отчётных ведомостей, находящихся в разных инфосистемах. Или кадровой службе понадобится автоматизированный мониторинг местного рынка труда. Группа в ИВЦ примет запрос, создаст с помощью платформы RPA прототипы роботов и направит их для доработки в Новосибирск. Там создадут роботов, протестируют их, подключат к системе управления роботами и сдадут заказчику. В Департаменте информатизации ОАО «РЖД» сообщили, что апробированный в ГВЦ механизм внедрения роботизированных систем станет в ближайшей перспективе реальной основой для роботизации управленческих процессов в компании.

По данным аналитической компании Forrester Research, в мире уже больше половины компаний используют технологии RPA.

В России лидером в использовании программных роботов сегодня является Сбербанк, где технологию RPA начали применять в 2018 году: в настоящий момент более 800 роботов задействованы в 116 процессах и выполняют 56 тыс. операций в день. «Нам удалось передать роботам более 2,8 млн часов рутинной работы в год», – рассказали в пресс-центре Сбербанка. Эффект заметен. Например, при открытии банковского счёта юридическим лицам использование робота сократило время проведения операции с 4 часов до 40 минут. Такие перемены самым положительным образом сказываются и на удовлетворённости клиентов.
«Почти каждое крупное предприятие в России сейчас вовлекается в этот процесс, – делится Павел Борченко. – Но объём их роботизации пока, как правило, исчисляется десятками роботизированных программ, а не сотнями и даже тысячами, как это планируется в РЖД».

Александр Зубов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29