11 июля 2020 05:06

Лому биржа не нужна

Правительство РФ с 1 апреля планирует разрешить продажу лома на экспорт только через биржевые торги. Генеральный директор ООО «ТрансЛом» Сергей Астахов рассказал «Гудку» об особенностях работы компаний, занимающихся утилизацией вагонов, а также пояснил, почему инициатива о продаже лома через биржу нереализуема.
Сергей Астахов, генеральный директор ООО «ТрансЛом»
– Сергей Владимирович, востребована ли на рынке услуга утилизации железнодорожных вагонов?
– Да, утилизацией занимается малый, средний и крупный бизнес, и конкуренция растёт. Причинами списания вагонов могут быть сильные повреждения, когда ремонт уже нецелесообразен, или истечение нормативного срока службы, но прежде всего соображения безопасности. Использование старых вагонов повышает риск поломки, что может привести к аварии и человеческим жертвам или крупным материальным потерям.

– Какие услуги по работе с железнодорожными вагонами оказывает ООО «ТрансЛом»?
– Мы предлагаем полный комплекс услуг по утилизации вагонов, что выгодно для заказчика, так как у него нет необходимости формировать собственные дорогостоящие мощности. После оказания услуги по резке вагона мы всё до гаечки возвращаем: металлолом и запчасти, пригодные к эксплуатации. Заказчик сам определяет, как распорядиться ими: направить в эксплуатацию или в металлолом. Такое чёткое понимание, что ты получаешь на выходе, возможно благодаря внедрению в компании заказчика системы учёта и нормирования лома.

– Как функционирует эта система?
– Если говорить на примере ОАО «РЖД» (парк Федеральной грузовой компании – «дочки» РЖД насчитывает 138,2 тыс. единиц. – Ред.), то в его нормативах до килограмма описано, из чего состоит вагон. На российском рынке РЖД – единственные, кто имеет такого рода нормативы по выходу лома, разработанные в том числе при участии «ТрансЛома». Это позволило РЖД существенно нарастить доходную часть от указанных операций по сравнению с периодом без такой системы учёта.

– Как и из чего складывается цена на утилизацию вагона?
– Цена на утилизацию определяется исходя из конкурсных процедур. Она может варьироваться в зависимости от типа изделия, сложности резки, транспортных расходов и прочих аспектов.

– На ваш взгляд, нужны ли субсидии для развития сегмента бизнеса утилизации вагонов?
– Мы разделяем философию, что у каждого изделия должен быть жизненный цикл, который в первую очередь влияет на безопасность. Если собственнику необходима государственная поддержка, то мы всегда будем поддерживать такой подход.

– Осенью прошлого года по решению бывшего на тот момент заместителем председателя правительства РФ Дмитрия Козака было введено квотирование экспорта лома чёрных металлов за пределы ЕАЭС. В этом году планируется сменить квотирование на торговлю ломом на экспорт только через биржевые торги. Для чего это нужно?
– Правительство считает, что биржевые торги являются более прозрачными, показывают эффективное ценообразование. Однако биржевые торги ломом с точки зрения мировой практики нереализуемы. Из текущих замечаний отрасли на эту инициативу выделяется повышение финансовой нагрузки: расходы на клиринговые компании, на комиссионные бирже от проведения торгов. Нет инфраструктуры для размещения биржевого товара, а также нет утверждённых правил биржевой торговли ломом. Из системных замечаний – лом не является биржевым товаром! Каждым заводом-потребителем применяются собственные технические условия, тогда как биржевой товар должен иметь чёткие стандартные характеристики. Объёмы продаж биржевого товара должны быть большими, но стандартная партия лома не превышает 30 тонн, что крайне мало для торгов. Также лом – это товар, потерявший потребительские свойства, а биржевым товаром может быть только продукция первичных добывающих отраслей.

– Тогда в связи с чем до сих пор не принято решение об отказе от биржевой торговли?
– Сейчас правительство сменилось, у отрасли появился новый куратор – новый заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. На сегодня идет обсуждение: возможно так работать или нет. Мы не против каких-то инициатив, но они все должны иметь какой-то практический смысл, а также быть обсуждены с бизнесом. А не так, что крупнейшие экспортные компании выступили с аргументами о критических последствиях для отрасли от вывода лома на биржу вплоть до снижения ломозаготовки, однако все доводы были заведомо отметены.

Беседовал Вадим Павлов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29