06 апреля 2020 05:59

Дорога на север

Первый пассажирский поезд прибыл в Ярославль из Москвы 7 февраля 1870 года. Эту дату принято считать днём рождения железнодорожной линии Москва – Ярославль, вокзала Ярославль-Московский и станции Ярославль.
За 12 лет до этого (8 мая 1858 года) Главное управление путей сообщения утвердило устав Общества Московской-Ярославской железной дороги и выдало разрешение на постройку линии от Москвы до Троице-Сергиева Посада протяжённостью 66 вёрст. Организатором строительства стал Фёдор Чижов – учёный, механик, литератор, друг Гоголя, Аксакова, Герцена. В 1862 году Московско-Троицкая дорога была введена в действие, а через шесть лет начали строить линию от Сергиева Посада до Ярославля. Тогда же началось возведение Московского вокзала при железнодорожной станции Ярославль рядом с Московской заставой. К 1 января 1870 года работы по строительству Московской-Ярославской железной дороги и здания вокзала были закончены.

Для обслуживания дороги были закуплены паровозы немецкой фирмы «Борзиг» и созданы паровозные депо в Ярославле, Ростове и Александрове. Новая дорога связала Москву с Волгой, что стало важным фактором развития промышленности в городах Среднего Поволжья. Объём пассажирских и грузовых перевозок постоянно рос, в Ярославле сложилась целая сеть подъездных путей. Так, от станции Ярославль (до 1926 года она называлась Ярославль-Город) была проложена линия до волжских пристаней – так называемая Ветка.

Сама Московско-Ярославская дорога тоже продолжала развиваться, и вот станция Ярославль-Город уже принимает поезда с Костромы, Рыбинска, отправляет на Москву грузы, прибывающие из Вологды и Архангельска.

В 1912 году на станции были построены Главные железнодорожные мастерские Северных железных дорог по ремонту паровозов (с 1929 года – Ярославский паровозоремонтный завод). Здесь ремонтировали паровозы Е, С, Су и других серий. Во время Великой Отечественной войны завод построил семь и отремонтировал 36 бронепоездов, построил шесть бронеплощадок, а также выпускал артиллерийские снаряды.

До строительства в 1952 году здания вокзала на станции Ярославль-Главный (тогда она называлась Всполье) Московский вокзал был главным вокзалом города, а его станция – одним из основных узлов Северной дороги. Однако уже после возведения в 1913 году железнодорожного моста через Волгу значение станции начало снижаться, поскольку львиная доля поездопотока пошла через станцию Всполье.

Внешний вид вокзала станции Ярославль за 150 лет мало изменился. Он возведён по типовому проекту в классическом стиле: центральная часть с вестибюлем и кассами, украшенная часами и шпилем, два симметричных крыла с залами ожидания.

Сегодня станция Ярославль обслуживает в основном пригородные перевозки и выполняет сравнительно небольшой объём грузовой работы. Зато среди грузоотправителей есть настоящие старожилы с богатой историей. Например, знаменитые «Русские краски», основанные ярославским купцом Вахромеевым в 1838 году.

С историей станции можно познакомиться на выставке, развёрнутой в станционном деревянном здании 1902 года постройки. Автор – начальник станции Владимир Пшеничников. За два года работы в должности он собрал десятки экспонатов – большинство из них покупал на свои деньги, сам восстанавливал. Здесь и кокарда Московско-Ярославской железной дороги, и нагрудные знаки, и фрагменты рельсов разных годов выпуска, и станционный колокол, пряжки, облигации, схема станции 1966 года.
«Толчком для меня стало театрализованное отправление ретропоезда с нашей станции в 2018 году, когда меня только что назначили, – рассказал он. – Я увидел начальника станции в старинной форменной одежде, с кокардой и буквально загорелся идеей по крупицам собирать железнодорожную историю».

Николай Порецкий
Ярославль



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29