06 апреля 2020 05:54

фото: Архив / ИД «Гудок»

От кочегара до министра

80 лет – возраст для побед

80-летний юбилей отметил вчера Анатолий Зайцев, руководивший Октябрьской дорогой в 1987–1996 и 1997–1998 годах и занимавший должность министра путей сообщения РФ в 1996–1997 годы.
Анатолий Александрович прошёл трудовой путь от кочегара паровоза до министра. На его глазах сменилось несколько вех в развитии железнодорожного транспорта страны. В 80 лет этот энергичный, доброжелательный и остроумный человек по-прежнему в строю – возглавляет научно-образовательный инженерный кластер «Российский Маглев», объединяющий несколько предприятий и организаций.

Анатолий Зайцев родился и вырос в деревне Калинино Ленинградской области. Здесь не было ни шоссейных, ни железных дорог – вокруг сплошные леса. Так что в детстве будущий министр путей сообщения видел паровоз только в кино. А профессию железнодорожника он выбрал по той причине, что ближайшим к деревне средним специальным учебным заведением оказался Лодейнопольский тягово-эксплуатационный техникум железнодорожного транспорта – всего в 70 км от Калинино.

Учился Анатолий, по его признанию, с интересом, а получив диплом, отправился в Кандалакшу, где работал кочегаром, мастером по ремонту тепловозов. Потом поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «электротяга», после учёбы вернулся в Кандалакшу, участвовал в электрификации участков Мурманского отделения Октябрьской дороги. За эту работу в 1973 году Зайцев и несколько его коллег были награждены орденом Трудового Красного Знамени.

В 30 лет Анатолий Александрович был уже начальником депо, но в 1975 году железнодорожную карьеру сменил на партийную. «Я к этому не стремился, – вспоминает юбиляр. – Мне нравилось работать на железной дороге. Когда предложили занять должность второго секретаря Кандалакшского райкома КПСС, долго не соглашался».

Но партия сказала: надо. Поработав вторым секретарём, Зайцев занял пост первого. «Потом, в перестройку, было много разговоров о партийных привилегиях. У меня была только одна – работать с утра до ночи»,– говорит он.

И на ОЖД Анатолий Александрович вернулся по «партийной путёвке». «Вызвал первый секретарь Мурманского обкома КПСС, говорит: в работе Мурманского отделения Октябрьской дороги есть серьёзные недостатки, их надо устранять, вам предлагается занять должность начальника этого отделения, – рассказывает Анатолий Зайцев. – Я возражал, говорил, что давно отошёл от железнодорожных дел, работники отделения могут отнестись негативно к моему назначению: мол, спустили сверху некомпетентного начальника». Но, как оказалось, предложение было сделано с учётом мнения трудового коллектива.

Спустя три года, в 1987-м, Зайцев был назначен начальником ОЖД. А вскоре наступили сложные времена: распад СССР, трудный переход страны на рыночную экономику. «Честно говоря, в начале 1990-х я был готов к тому, что меня как «красного директора» вот-вот освободят от должности, – признаётся Анатолий Александрович. – Однако мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак сказал: спокойно работайте. Он понял: руководить огромным городом – это не на митинге выступать, и стал окружать себя опытными хозяйственниками. В то время мы на дороге занимались электрификацией различных участков, решали проблемы пригородных перевозок».

Тогда же был задуман грандиозный проект: связать две столицы высокоскоростной магистралью. «Мы понимали, что трудные времена рано или поздно пройдут, страна начнёт развиваться, ей потребуются современные транспортные средства и магистрали. Однако на построенной в 1851 году дороге невозможно организовать движение высокоскоростных поездов. Нужна новая магистраль. Для этого Октябрьская дорога, мэрии Москвы и Санкт-Петербурга образовали акционерное общество. Мы нашли инвестора, разработали проект».

Нынешняя работа Анатолия Зайцева тоже связана в высокоскоростным движением – магнитолевитационным. «За несколько лет наш кластер проделал всю работу, необходимую для запуска в России магнитолевитационного движения, – рассказывает он. – Теперь своё слово должно сказать правительство страны. Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» недавно рекомендовал руководству компании обратить пристальное внимание на магнитолевитационное движение».

Давид Генкин
Санкт-Петербург



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29