06 апреля 2020 05:29

фото: Архив «МоЖ»

Беречь – значит приумножать

На полигоне МЖД изыскивают резервы снижения расхода топливно-энергетических ресурсов

Работа над проектами, связанными с ресурсосберегающими технологиями, инициированными подразделениями Московской железной дороги в период 2018–2019 годов, продолжается. Например, по результатам 2019 года возврат электроэнергии за счёт применения рекуперативного торможения на полигоне магистрали вырос как к плановому заданию, так и к уровню 2018 года.
Об этом корреспонденту «Московского железнодорожника» 4 февраля рассказал начальник топливно-энергетического центра (ТЭЦ) МЖД Максим Крайнов. По словам собеседника, вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности остаются в центре внимания работников, обслуживающих полигон дороги, в силу большой энергоёмкости перевозочного процесса. Железнодорожниками делается немало для того, чтобы максимально оптимизировать потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), в том числе за счёт снижения непроизводительных затрат при выполнении производственных операций.

Одним из механизмов, направленных на снижение потребления электроэнергии на тягу поездов, является рекуперация. Плановый показатель возврата электроэнергии в контактную сеть за счёт применения рекуперативного торможения в 2019 году выполнен на 103,7%. К уровню 2018 года объём возврата электроэнергии увеличен на 1,3%. Если конкретизировать этот показатель по дирекциям, то и Московская дирекция тяги (ДТ), и Московская дирекция моторвагонного подвижного состава (ДМВ), и Московская дирекция скоростного сообщения (МДОСС) выполнили установленный для них норматив с годовым ростом от 3,1 до 4,7%.

Работу над повышением надёжности и восстановления работоспособности схем рекуперативного торможения на электровозах приписного парка предприятий ДТ в 2019 году велась специалистами «СТМ-Сервис». Напомним, что парк грузовых электровозов постоянного тока столичной магистрали конструкционно оборудован системой рекуперативного торможения, но постепенно устройства приходили в неработоспособное состояние и не восстанавливались. Из 50 запланированных к восстановлению машин удалось восстановить систему лишь на 26. Одной из причин сложившегося положения является изменение кадрового состава руководителей Московской дирекции тяги, а также низкий уровень исполнительской дисциплины со стороны руководителей Московского управления сервисом ООО «СТМ-Сервис». Вопрос о недоработке в этом плане поднимался на совещании главного инженера дороги 21 января.

Кроме этого, в рамках инвестиционной программы в ДТ в 2019 году велось оснащение маневровых тепловозов серии ЧМЭ3 системами автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ). Функционал системы позволяет оптимизировать затраты дизельного топлива при простое тепловозов в ожидании работы, а также их отстое при депо и в пунктах оборота. Именно на этом этапе эксплуатации тепловоз не производит полезной работы, попросту говоря, простаивает в «горячем» состоянии и потребляет дизельное топливо. Использование САЗДТ позволяет значительно уменьшить (до 8 тонн в год) непроизводительный расход дизельного топлива и масла тепловозами с одновременным поддержанием температуры теплоносителей в системах охлаждения и облегчает запуск дизеля посредством накопителя энергии. На данный момент парк оборудованных тепловозов по дирекции составляет 89 машин.

В 2019 году проведена работа по тиражированию внедрённого ранее на полигоне МЖД проекта «Установка колонок низковольтного питания для обогрева экологически чистых туалетных комплексов в зимнее время». Его суть состоит в том, чтобы в зимнее время при отстое электропоездов на тракционных путях депо не затрачивать электроэнергию на собственные нужды поезда за счёт работы преобразователей и вспомогательных машин. Вместо этого обогрев ведётся через низковольтные источники питания благодаря нагревательным элементам, которые размещены в баке чистой воды, в баке-приёмнике под вагоном. Несколько лет назад в ходе тестирования проекта специалисты ТЭЦ совместно с моторвагонниками, оборудовав низковольтными источниками питания места отстоя электропоездов, смогли убедительно доказать их эффективность. Если тогда пробные колонки были установлены в депо Александров и Домодедово, то в прошлом году было принято решение о тиражировании проекта на всю столичную магистраль.
– С привлечением сил подрядных организаций проект был реализован в моторвагонных депо Железнодорожное, Раменское, Москва-2, Лобня, Куровская, – замечает Максим Крайнов. – Увеличено количество колонок в депо Домодедово.

Активно взаимодействовали в 2019 году сотрудники ТЭЦ в вопросе энергосбережения и повышения энергоэффективности пригородных пассажирских перевозок и с представителями компании-перевозчика – АО «ЦППК».

Ярким примером такой совместной работы стали опытные поездки, выполненные в конце прошлого года в связи с запуском на полигоне столичной дороги Московских центральных диаметров МЦД–1 (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск). Как рассказывает начальник ТЭЦ, была проанализирована энергоёмкость задействованного на данных направлениях подвижного состава – электропоездов серий ЭГ2Тв «Иволга» и ЭП2Д. По согласованию с руководством ЦППК проведены опытные поездки на центральных диаметрах для определения среднестатистических расходов электроэнергии как на тягу поездов, так и на собственные нужды новых серий электропоездов.
– Отдельно прорабатывались вопросы по фиксации в маршрутах машиниста расхода электроэнергии на вспомогательные нужды поезда, такие как отопление, освещение, кондиционирование, а также энергии рекуперации, – поясняет Максим Крайнов. – Прежде мы имели приблизительное представление относительно этих данных, теперь есть конкретные показатели с достоверностью до 90%. Полученные коррективы будут востребованы, например, при обработке маршрутов машиниста, которая выполняется группой учёта ЦППК, а впоследствии – и группой учёта МЖД. Кроме того, мы были приятно удивлены, например, возможностями электропоезда ЭГ2Тв по уровню возврата электроэнергии в контактную сеть за счёт рекуперативного торможения, который за поездку достигает 50% от объёма израсходованной электроэнергии на тягу. Использование подобной информации компаниями-перевозчиками по итогам проведённой совместной работы создало условия для улучшения эффективности перевозочного процесса в целом по компании «ЦППК» на 2,4%, а в рамках полигона дороги – на 0,6%.

Как заметил в заключение руководитель ТЭЦ, и в 2020 году центр продолжит работу, связанную с проведением мониторинга использования энергоресурсов, в том числе и компаниями-перевозчиками, с формированием аналитической информации о ходе выполнения программ по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности.

Владимир Горелкин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29