23 апреля 2021 16:13

Рабочие осваивают виртуальную реальность

В холдинге «РЖД» с начала года началась апробация технологии виртуальной реальности (VR) при реализации учебных программ для рабочих профессий. Все 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) в конце декабря прошлого года получили учебный тренажёр, созданный на основе технологии VR для профессии «дежурный по переезду».
Как рассказал «Гудку» начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов, компания системно занимается развитием инфраструктуры учебных центров, оснащая их самыми современными учебными технологиями, в частности виртуальными. «Виртуальные технологии позволяют учащимся по рабочим специальностям отрабатывать ситуации, которые сложно смоделировать в учебном процессе, но которые встречаются в жизни. Речь идёт о приобретении навыков, которые важны для обеспечения безопасности движения», – подчеркнул он.

Ранее слушатели отрабатывали практические навыки дежурного по переезду на тренажёрах, оборудованных рабочим местом с пультом управления и плазменными панелями, или на учебно-тренировочных полигонах. Между тем, как рассказал «Гудку» начальник отдела Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения (ЦПТК) ОАО «РЖД» Андрей Середний, в таких условиях трудно обеспечить фактор внезапности, ведь самое главное для дежурного по переезду – не растеряться в нештатной ситуации (когда, например, у проходящего мимо вагона дымится букса или когда трактор застрянет на переезде). «Решение подобных учебных задач на учебно-тренировочном полигоне, как правило, требует больших материальных вложений не только из-за оснащения полигонов, но и из-за необходимости обеспечения учебного процесса расходными материалами и средствами, а отработка нештатных ситуаций в реальной производственной среде зачастую сопряжена с рисками для здоровья», – отметил он.

По программе «Цифровая железная дорога» УЦПК переходят на обучение с применением VR-технологий. Учебные центры уже получили VR-тренажёры (компьютеры с программным обеспечением, шлемы виртуальной реальности, джойстики) для отработки слушателями профессиональных навыков по профессии «Дежурный по переезду». До конца II квартала 2020 года технология будет внедрена в учебный процесс.

Предполагается, что VR-технологии позволят снизить затраты компании на обучение, при этом повысится его эффективность: в виртуальной среде можно смоделировать любую ситуацию, благодаря чему учащиеся отработают необходимые навыки, а также научатся правильно действовать в нештатных ситуациях. «Но у VR-технологии есть и обратная сторона: нет тактильных ощущений, все действия осуществляются в виртуальной среде с помощью специальных органов управления. Так что внедрение VR-технологии в обучение требует взвешенного подхода. Сейчас наша главная задача – разработать методику применения VR-тренажёров в учебном процессе. VR способен занять свою нишу и стать помощником в реализации практикоориентированных программ обучения», – отметил Андрей Середний.

В этом году учебные центры также будут обеспечены VR-оборудованием и контентом для обучения по профессиям «монтёр пути», «сигналист», «бригадир пути», «составитель поездов».

Юлия Антич

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31