18 апреля 2021 06:05

фото: Семён Казак / ИД «Гудок»

Обучение электромонтёров на VR-тренажёре безопасно

Внедрение VR-тренажёров в хозяйствах автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры позволяет повысить эффективность обучения электромехаников и электромонтёров и исключить человеческий фактор при проверке их знаний.
В начале прошлого года в Карталинскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры – поступил виртуальный тренажёр для обучения электромонтёров и электромехаников.

Напомним, VR-тренажёр состоит из шлема, наушников, двух джойстиков и персонального компьютера, на котором установлена специальная программа. Имеющаяся программа позволяет произвести замену в виртуальной реальности электропривода стрелочного перевода.
«Виртуальное пространство максимально приближено к реальности. Человек видит вокруг себя станцию, поезда. Слышит переговоры с дежурным по станции, со смежными службами», – поясняет Анастасия Кузнецова, электромеханик Карталинской дистанции СЦБ и организатор техучёбы.

Оказавшись в виртуальной реальности, обучающийся проходит инструктаж по охране труда и технике безопасности работ по замене электропривода. Затем от дежурного по станции он получает задание на проведение работ и переходит к их выполнению. Выполнив задание, он докладывает о завершении работ дежурному по станции.

Программой тренировки на VR-тренажёре предусмотрено два блока: обучающее занятие продолжительностью 45 минут, во время которого работник может пользоваться подсказками и комментариями; контрольное занятие (тот же академический час), где обучающийся демонстрирует свои умения и навыки.

В Службе автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры, где используют тренажёр, отмечают, что при его использовании качество усвоения материала у рабочих повышается на 10–15%.
«За период эксплуатации в течение 2019 года работники, которые осваивали практические навыки выполнения работ с использованием VR-тренажёров, быстрее и увереннее перешли к непосредственному выполнению своих обязанностей», – отметили в службе.

В Санкт-Петербург-Пассажирский Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Октябрьской дирекции инфраструктуры только начинают осваивать VR-тренажёр с такой же программой.
«Занятия на тренажёре расписаны на ближайшие месяцы. За это время обучение на VR-тренажёрах пройдут около 50 человек, – говорит главный инженер дистанции Максим Ларькин. – Ранее при обучении специалистов была предусмотрена реальная работа в полевых условиях, на путях станции во время технологических «окон». Теперь обучение проходит в классе, то есть не требуется останавливать движение. Кроме того, такое обучение безопасно. Если работник допускает ошибку, то он вновь отрабатывает на тренажёре необходимые действия. Исключён и человеческий фактор при проверке знаний – программу не обманешь».

По словам Анастасии Кузнецовой, в дистанциях заинтересованы в расширении программ виртуального обучения.
«Нашим специалистам, конечно, приходится сталкиваться с большим количеством неустройств и неисправностей. Например, в виртуальную реальность можно перенести проверку на шунтовую чувствительность рельсовых цепей, обнаружение повреждения кабеля, замену мачтового светофора или релейного шкафа на перегоне», – подчеркнула Анастасия Кузнецова.

Виталий Маслюк

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31