И всё-таки встретились
Все дни Ленинградской блокады Олег Медведев провёл в осаждённом городе
В день начала войны, 22 июня 1941 года, Олегу Медведеву исполнилось четыре года. Он не помнит волнения родителей, не помнит, как подальше от мест сражений отправляли в Ярославскую область, в деревню к бабушке и дедушке двухлетнюю сестрёнку Зину. Олег был совсем малыш. Его воспоминания о войне начинаются с того обжигающего душу момента, когда в Ленинград пришла зима.

Так проходил один голодный и холодный день за другим.
«Сейчас трудно вспоминать всё в подробностях. Помню, что от бессилия мы много спали. Некоторые не могли ходить. Родители забирали нас очень поздно вечером или совсем не приходили, потому что много работали. Их лица казались нечёткими, расплывались, забывались», – рассказывает Олег Николаевич.
Детская память запечатлела особенные моменты: как ходили по открытым квартирам, в которых уже никто не жил, чтобы найти что-то подходящее для печки: какую-нибудь раму, табурет или просто щепочку. Олег Николаевич не помнит, как умер его братик, тот был на два года старше. А вот как с мальчиками ходили за водой с кастрюлей помнит до мельчайших подробностей. «К кастрюле была прикручена проволока, она очень больно впивалась в ладошки, когда мы её тащили. Наташа нас за водой отправляла по трое. Сама оставалась с другими ребятами. К зиме я уже стал большой, мне пятый год шёл, поэтому мог выполнять разные работы», – вспоминает ветеран.
Весной от истощения умер отец. Потом заболела мама. Спасти её никто не брался.
Единственной родной душой в осаждённом городе для мальчика была тётка Фаина, но взять ребёнка к себе она не могла – работала медсестрой в госпитале, где дневала и ночевала. Тётка отдала сироту Олега в Ленинградский детский дом № 55. Шёл август 1942 года. Олег Николаевич помнит горячую картошку – по две штуки на человека. Её мальчик получил в первый же детдомовский обед. Картошка была в «мундире», и кусок хлеба – значительно больше того, что он получал раньше. Это был почти рай, в который Олег попал из ада. Но рай безрадостный. Многие дети были истощены настолько, что не могли ходить. Они разучились плакать и смеяться.
Весной 1944-го ребятишек из детского дома вывезли в Ставрополь-на-Волге (сейчас это один из районов города Тольятти). «Отсюда началось моё скитание по детским домам. Нас, ленинградских сирот, перевозили из одного места в другое. Была деревня Екатериновка в Куйбышевской области, два приюта в Сызрани. Я к тому времени уже пошёл в школу, и каждый класс для меня был новым», – говорит Олег Николаевич.
В пятом он «застрял» на два года: заболел, отказали ноги. Это были последствия блокадной дистрофии.
Путь у детдомовского ребёнка был один – ремесленное училище (РУ). В 1951-м учеником РУ № 7 Сызрани вместе с другими вывезенными из Ленинграда ребятами стал и Олег Медведев. Чуть позже училище начали перестраивать, и доучиваться пришлось в Чапаевске. На этом государственное обеспечение для мальчика закончилось, надо было самостоятельно устраивать свою жизнь. Олег решил отозваться на клич: все – на целину! Освоение целинных и залежных земель стало грандиозным проектом ХХ века. Это было время героев. Олег тоже решил им стать, подал заявку, выучился на тракториста, потом на механизатора и по комсомольской путёвке в 1954 году в числе первых отправился поднимать неосвоенные земли. Для него целиной стала Саратовская область. В совхозе «Октябрь» бывший блокадник стал знатным передовиком. Имя Олега Медведева гремело. Про него писали в боевых листках, и в марте 1957 года он был приглашён на 1-й съезд целинников в Москву, где его наградили орденом «Знак Почёта». Никита Сергеевич Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС, лично подарил ему патефон. За успехи в труде молодой тракторист получил ещё одну награду – орден Трудового Красного Знамени, а потом и медаль «За освоение целинных земель».
«До нашего приезда в совхозе «Октябрь» было вспахано всего 800 гектаров земли, а мы за короткий срок подняли 27 тыс. гектаров», – гордится ветеран.
Трактористом Олег Николаевич пробыл 20 лет. Взял в жёны учётчицу своей бригады Марию, родились дети. Вот только совхоз постепенно стал приходить в упадок, да и детей учить надо. Местом для переезда выбрали Златоуст Челябинской области. Критерий выбора – наличие работы. «Её там непочатый край», – сказали тогда Медведевым.
Златоуст им понравился. Олега Николаевича приняли на Южно-Уральскую дорогу. Он поступил в техническую школу и с 1978 года стал работать помощником машиниста в Златоустовском локомотивном депо. Через два года сдал экзамены на самостоятельное управление локомотивом. А потом два десятилетия водил грузовые поезда на участке Кропачёво – Златоуст – Челябинск, самом сложном на ЮУЖД. Локомотивные бригады депо Златоуст называли «королями гор». Их мастерство, впрочем, как и сейчас, оценивалось по самой высокой шкале. Олег Медведев был в числе тех, кто участвовал в испытаниях по проведению через Уральские горы поездов весом 6 тыс. тонн и спаренных поездов.
Олег Николаевич построил замечательный дом, вырастил детей. У него три внука и трое правнуков. Пять лет назад не стало верной Марии Васильевны. Теперь домашним хозяйством занимается сам. Летом на приусадебном участке в три сотки выращивает овощи. «Не сижу без дела и в зимнее время. Занимаюсь снегоборьбой. Снега у нас много. Вот и сейчас такой сугроб перед домом намело, что из окна автобусов на дороге не видно», – смеётся Олег Николаевич.
Помощь детей, волонтёров, опекунов, которыми он окружён, ему не нужна. «Снег – для физзарядки!» – утверждает ветеран.
В 2007 году Олег Николаевич отыскал свою сестру Зинаиду. Их разлучили в самом начале войны. Блокада, смерть родителей, детские дома, через которые прошёл Медведев, стёрли многое. Он всегда думал, что остался один, хотя надежда найти кого-то из родни оставалась. Олег Николаевич засыпал народную службу поиска и телевизионную программу «Жди меня» письмами, обращался в разные инстанции. Всё тщетно. Со времени блокады Олег Николаевич ни разу не был в городе, в котором родился. А однажды правительство Челябинской области отправило группу бывших блокадников в Санкт-Петербург. Все дни отдыха Медведев посвятил поиску следов своей семьи. И нашёл. Случайно. Зинаиду вырастили дед с бабушкой. Потом она переехала в Ленинград и тоже пыталась найти брата, но многочисленная смена детских домов запутала следы Олега. И только 66 лет спустя брат и сестра встретились.
Евгения Мусихина
Челябинск
Челябинск