23 апреля 2021 17:26

Холдинг выбирает проекты

Андрей Старков, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

– Андрей Краснославович, какой доход получили дочерние компании ОАО «РЖД» по итогам прошлого года?
– Это был чрезвычайно удачный год. Никогда дочерние компании РЖД не получали такого количества дохода, такого количества чистой прибыли. Их выручка по итогам года составила почти 1,35 трлн руб., чистая прибыль – 98,5 млрд руб. Да, понятно, что это значительный вклад «ТрансКонтейнера», но совершенно очевидно, что и другие компании холдинга работали тоже очень успешно.
Доходы головной компании «РЖД» от управления недвижимыми активами составили более 14 млрд руб. Дочерние компании получили доход от недвижимого имущества в размере 5 млрд руб. Историческим оказался объём выплаченных дочерними обществами в 2019 году дивидендов – 28,9 млрд руб.
Мы планируем достаточно хорошие показатели и по текущему году. Плановый объём дивидендов в 2020 году составит чуть менее 18 млрд руб.
Продажа «ТрансКонтейнера», конечно, тоже превзошла наши ожидания. По предварительной консолидированной финансовой отчётности компании мы получили чистую прибыль от этой сделки в размере 42,5 млрд руб.

– Есть ли у РЖД планы покупки каких-то активов в России и за рубежом? Если да, то в какой сфере?
– Если коротко, то да. Мы оцениваем собственную ресурсную базу, исходя из задач нашей долгосрочной программы развития (Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. – Ред.).
Для нас приоритет – это грузовая логистика, инжиниринг, строительство. Возможно, перевозки, в том числе пассажирские.
Это подразумевает и Россию в первую очередь, и зарубежное строительство. Мы активно ведём экспорт наших технологий за рубеж в части управления, в том числе системами железнодорожного транспорта, поэтому для нас это приоритетное направление. Сейчас принято решение по созданию специального отдельного подразделения, которое будет заниматься сделками M&A (сделки по слиянию и поглощению. – Ред.), и мы будем для себя рассматривать те потенциальные проекты, которые помогли бы нам достигнуть целей, обозначенных в нашей долгосрочной программе развития.
Нас интересует всё, что касается в первую очередь колеи 1520 мм там, где мы можем расширить нашу цепочку и сделать её более маржинальной. При этом мы подходим к этим вопросам крайне аккуратно и избирательно. Мы хотим заниматься проектами с приемлемым для нас уровнем риска, который обеспечит оптимальный формат доходности. Также мы готовы рассматривать совместные предприятия или альянсы с разной степенью корпоративного формата как с российскими, так и с зарубежными компаниями.

– Планирует ли холдинг продажу части пакета акций международного логистического оператора Gefco?
– Мы продолжим искать окна для продажи нашего пакета.
Может быть, мы попросим у нашего акционера дать нам большую свободу действий в части выбора способа реализации.
Да, мы выходили на IPO, но у нас была цель сократить наш пакет ниже 50%, но сохранить более 40%. По французскому законодательству, владея пакетом в 40 и более процентов, мы имеем возможность сохранить большинство своих представителей в совете директоров общества. Пока мы говорим именно об этих рамках, но способ продажи, возможно, будет уточнён. Если появится какая-то интересная история, связанная с синдикатом или с прямой сделкой, то, наверное, тоже есть смысл рассматривать.
В том числе возможно привлечение стратега, который может добавить возможностей для развития компании на новых для неё рынках.
Китай, страны Персидского залива – это те рынки, которые чрезвычайно интересны с точки зрения компетенций, которые есть у Gefco, но там компания присутствует пока достаточно ограниченно.
РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций. – Ред.) может стать финансовым партнёром в этой сделке. Мы активно работаем в этом направлении.
РЖД не отказываются пока и от идеи IPO как от основного инструмента, но надо смотреть на конъюнктуру, и пока она довольно сложная.

Подготовила Ксения Потаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31