22 июня 2021 10:52

фото: Depositphotos/Legion-Media

От общего к частному

В Китае состоялась частичная приватизация железнодорожной компании

Оператор высокоскоростной магистрали Пекин – Шанхай Beijing-Shanghai High Speed Railway (BSHSR) – дочернее предприятие государственной железнодорожной корпорации China Railway 16 января реализовал первичное публичное предложение (IPO) на Шанхайской фондовой бирже. Компания продала 6,29 млрд акций за 30,7 млрд юаней ($4,45 млрд), что сделало размещение её ценных бумаг одним из крупнейших в Поднебесной за последние четыре года.
Первичное публичное предложение акций железнодорожного оператора оказалось чрезвычайно популярным – заинтересованность в их покупке выразили свыше 12 млн инвесторов, а количество предварительных заявок превысило ожидаемый уровень в 126 раз. В результате эмитент дополнительно предложил участникам онлайн-торгов небольшое количество акций, предназначавшихся институциональным инвесторам.

Первоначально предполагалось продать 7,56 млрд акций, но компания заранее без объяснения причин сократила их число до 6,29 млрд ценных бумаг – 12,8% акционерного капитала предприятия. На момент закрытия торгов стоимость одной акции достигала 6,77 юаня ($0,99), что на 39% выше первоначальной цены (4,88 юаня, или $0,71). Перед этим стоимость увеличивалась на 44%, до 6,99 юаня ($1,02) за бумагу – максимального уровня относительно цены размещения, ограниченного правилами торговли Шанхайской фондовой биржи.

Магистраль протяжённостью 1318 км, открывшаяся 30 июня 2011 года, проходит через 21 город параллельно старой железной дороге Пекин – Шанхай. Предельная скорость движения поездов на ней достигает 380 км/ч, средняя – 329 км/ч. Введение в эксплуатацию линии позволило сократить время в пути с 12 до 4,5 часа. В 2017 году пассажиропоток составил 180 млн человек.

Создание ВСМ Пекин – Шанхай обошлось в 220,9 млрд юаней ($33,45 млрд по курсу на момент завершения строительства в 2010 году). Магистраль стала приносить прибыль в 2014 году и сейчас является наиболее рентабельной в железнодорожной системе страны. В 2018-м чистая прибыль от эксплуатации маршрута составила 10,25 млрд юаней ($1,49 млрд), за три квартала 2019 года операторская компания получила доход в 25 млрд юаней ($3,64 млрд) и 9,52 млрд юаней ($1,39 млрд) чистой прибыли. При этом согласно проспекту эмиссии численность сотрудников предприятия составляет всего 67 человек.

Вырученные в ходе IPO средства BSHSR планирует использовать для финансирования покупки 65,1% акций железнодорожного оператора маршрута Пекин – Фучжоу за 50 млрд юаней ($7,29 млрд). В настоящий момент он является убыточным.

По словам председателя China Railway Лу Донгфу, которые приводит гонконгская газета South China Morning Post, этим листингом материнская корпорация не ограничится. В текущем году China Railway намерена реализовать IPO своего специального грузового подразделения, производителя железнодорожных вагонов Jingying Heavy Industry и пекинской технологической компании Tieke Shougang Railway, разрабатывающей оборудование для высокоскоростных железных дорог. Кроме того, China Railway рассмотрит возможность продажи акций других подразделений и операторов маршрутов.

Ожидается, что частичная приватизация позволит государственной корпорации снизить долговую нагрузку. В конце III квартала минувшего года долги China Railway достигали 5,4 трлн юаней ($787 млрд), а рентабельность активов в 2018 году составила лишь 0,07%. В 2018 году группа выплатила по кредитам 80 млрд юаней ($11,66 млрд).

По словам главного экономиста инвестиционной компании Morgan Stanley Huaxin Securities Чжана Цзюня, Китай должен поддерживать капитальные расходы на традиционные инфраструктурные проекты, включая транспорт, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. «Несмотря на высокую задолженность China Railway, она относительно прозрачна и управляема», – отметил он.

В стране действует крупнейшая в мире сеть высокоскоростных железных дорог общей протяжённостью свыше 35 тыс. км. В текущем году КНР планирует вложить в железнодорожные проекты 800 млрд юаней ($116,6 млрд) и ввести в эксплуатацию ещё 2 тыс. км высокоскоростных магистралей, что превосходит по протяжённости всю сеть ВСМ в Германии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31