22 июня 2021 09:42

фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»

Прорывной эшелон

Вчера Октябрьская дорога провела паровозный тур из Санкт-Петербурга в Петрокрепость, посвящённый открытию Года памяти и славы на ОЖД. Акция приурочена к памятным для петербуржцев датам – Дню полного снятия блокады (27 января 1944 года) и прибытию в Ленинград первого после прорыва блокады поезда (7 февраля 1943 года).
Через станцию Петрокрепость пролегала Дорога Победы – временный железнодорожный участок Шлиссельбург – Поляны длиной 33 км, построенный всего за 17 дней после прорыва блокады. По ней в 1943–1944 годах доставлялись грузы на станцию Петрокрепость, а затем в Ленинград.
«Петрокрепость – один из символов освобождения Ленинграда. Она сыграла огромную роль в спасении жизней тысяч ленинградцев. Каждый год мы приезжаем сюда, чтобы отдать дань уважения и памяти героям-железнодорожникам», – рассказал председатель Межрегионального координационного совета ветеранов ОЖД Павел Марков.

Во главе ретропоезда – паровоз ЭУ 683-32 1929 года выпуска. В войну эти машины служили главными тяговыми локомотивами и работали на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях в составе паровозных колонн особого резерва.

7 февраля 1943 года именно такой паровоз привёл в Ленинград по Дороге Победы первый после прорыва блокады поезд с Большой земли.

Вчера раритетом управляли машинисты эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Василий Игольницын (на фото) и Вадим Гуков. «Поедем со скоростью 40–50 км/ч, хотя паровоз может быстрее. На поездку уйдёт около тонны угля», – рассказал перед отправлением Василий Игольницын, трудящийся в паровозной бригаде около семи лет. «Работаем на паровозе так же, как и наши коллеги десятки лет назад», – добавил Вадим Гуков. Его бабушку и маму по Дороге Победы, которую в те годы называли «коридором смерти», вывезли из блокадного Ленинграда. Придя на ОЖД в 1980-х, он ещё застал тех, кто водил поезда по Дороге Победы.

Прибыв в Петрокрепость, петербургские журналисты возложили цветы к стеле «Стальной путь», посетили мемориальный комплекс «Дорога Победы», ознакомились с экспозицией, посвящённой строительству и эксплуатации Шлиссельбургской ветки. Гостей встречала специалист Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек (ОЦНТИБ) Анастасия Меркулова в железнодорожной форме образца 1943 года.

Как рассказала хранитель фондов музея Татьяна Демидова, в экспозиции представлены исторические документы: чертежи, карты, предметы военного времени – наградные часы, личные вещи, фотографии, удостоверения, рисунки, форма железнодорожников, работавших на Дороге Победы, пилы, крюки для брёвен, которые использовались при строительстве мостов через Неву, найденные поисковиками в русле Невы остатки свай, на которые опирались мосты Дороги Победы.
«Когда четверть века назад создавался музей «Дорога Победы», представители Совета ветеранов приносили для него личные вещи и семейные документы, делились воспоминаниями. И сейчас ветераны регулярно приезжают сюда, общаются в залах музея, за чаем», – отметила начальник отдела сохранения исторического наследия ОЦНТИБ Ирина Паршакова.

К связанным с блокадой памятным датам на Октябрьской дороге приурочена череда мероприятий. Так, сегодня на Витебском вокзале Санкт-Петербурга выступят поэты и писатели, на Ладожском даст концерт хор ветеранов Октябрьской дороги, в котором поют не только бывшие труженики дороги, но и блокадники, малолетние узники концлагерей. Завтра работники предприятий магистрали и члены дорпрофжела примут участие в II Пискарёвском международном зимнем полумарафоне, а в воскресенье – в 51-м Международном зимнем марафоне «Дорога жизни». В День полного снятия блокады делегация ветеранов, молодёжи и руководителей Октябрьской магистрали возложит цветы на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Наталья Александрова
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31